Нил Маккиннон: Соглашение с Кипром

Думки 29.03.2013    10:59
ЕС и МВФ подписали соглашение с правительством Кипра, в соответствии с которым стране будет предоставлена финансовая помощь в размере 10 млрд евро (см. заявление Еврогруппы). В течение последней недели динамику финансовых рынков определяли опасения, что требования ЕС и МВФ создадут прецедент использования застрахованных банковских депозитов объемом менее 100 тыс. евро для снижения стоимости финансовой помощи. Кроме того решение кипрского парламента о введении контроля за движением капитала является первым случаем ограничения свободного потока капитала в еврозоне.

Подписанная сделка защищает застрахованные депозиты на сумму ниже 100 тыс. евро. Laiki Bank будет закрыт, а застрахованные депозиты будут переведены из него в Bank of Cyprus. Номиналы старших и младших облигаций Laiki Bank будут списаны. Незастрахованные депозиты на сумму более 100 тыс. евро в Bank of Cyprus будут заморожены, по крайней мере до тех пор, пока не установлена ставка налога (впрочем ожидается, что его ставка не превысит 40%).

Намерение ЕС и МВФ вполне понятно – они стремятся снизить значимость Кипра как финансового центра, в котором банковские активы в восемь раз превышают размер ВВП. Однако ряд комментаторов отмечает, что закон сравнительного преимущества позволяет странам специализироваться в областях, в которых они преуспевают. Этот же аргумент справедлив для лондонского Сити или, например, Германии, размеры автомобильной промышленности которой больше ВВП некоторых стран. Помимо этого иностранные вкладчики кипрских банков могут справедливо возмутиться в связи с тем, что ЕС и МВФ до сих пор закрывают глаза на налоговые офшоры в других странах, таких как Люксембург, Лихтенштейн или Нормандские острова.

Реакция финансового рынка на новость о сделке до сих пор была положительной. Отсутствие сделки вполне могло вылиться в массовое изъятие банковских вкладов, которое затем распространилось бы на банковские системы Южной Европы. В связи с угрозой со стороны ЕЦБ сократить фондирование кипрских банков страна также могла рассмотреть возможность выхода из валютного союза, что позволило бы центробанку Кипра печатать собственную валюту и таким образом самостоятельно фондировать банковскую систему.

Учитывая достаточно небольшой объем средств, выделяемых для спасения Кипра, вызывает удивление проявленная на прошлой неделе неуступчивость ЕС и МВФ, особенно реакция Германии. Становится очевидным все большее нежелание Германии перекладывать бремя на немецких налогоплательщиков. Выборы, прошедшие в Германии в сентябре, несомненно, оказали влияние на эту позицию. Тем не менее, спасение незастрахованных банковских вкладчиков – это однозначный сигнал о том, каким образом будет оказываться финансовая помощь в дальнейшем. Для корпоративных и крупных вкладчиков это означает более тщательную проверку риска контрагента и вероятный перевод средств в более устойчивые банки с более высоким капиталом. Таким образом, сделка с Кипром, похоже, предотвратила крах финансовых рынков, однако она не устаняет существующие в еврозоне дисбалансы. Можно сказать, что она углубляет разрыв между «севером» и «югом» еврозоны и может привести к ужесточению позиций в отношении Германии. Этот налог на незастрахованные депозиты создает прецедент и не будет способствовать укреплению доверия инвесторов к банковской системе еврозоны. Имеющая место, по сути, конфискация средств и игнорирование демократического голосования кипрского парламента на прошлой неделе свидетельствуют об авторитарной природе политики ЕС.

Перспективы роста экономики еврозоны остаются слабыми. Экономическая статистика, опубликованная на прошлой неделе, отражает снижение индекса PMI, которому участники рынка придают большое значение. Индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности Германии также понизился, а PMI в сфере услуг Франции опустился до самого низкого уровня с февраля 2009 г. Учитывая взаимосвязь между индексами PMI и реальным ВВП еврозоны, приведенные данные указывают на то, что восстановление экономики валютного альянса остается вопросом отдаленного будущего. Что касается мировой экономики, индексы PMI обрабатывающей промышленности, опубликованные в начале марта, свидетельствовали о том, что «локомотивом» ее роста выступили США (правда, значение соответствующего мирового индекса в марте опустилось до 50.8 с 51.4 в феврале). Последние индикаторы американской экономики в целом оказались лучше, чем ожидалось, а результаты опросов, проводимых региональными ФРБ, отражают восстановление экономической активности. Конечно, в полной мере эффект от ужесточения бюджетной политики, в том числе сокращения расходов в начале месяца, пока не проявился. Однако все указывает на то, что американским властям удается сформировать солидную базу, предотвращающую возврат к рецессии.

Заседание Комитета по операциям на открытом рынке, состоявшееся на прошлой неделе, не принесло неожиданностей. Глава ФРС Бен Бернанке в своем комментарии однозначно дал понять, что регулятор намерен придерживаться стимулирующей монетарной политики. Бернанке хочет видеть больше свидетельств устойчивости восстановления американской экономики, особенно в том, что касается ситуации на рынке труда. По его мнению, уровень безработицы в США по-прежнему слишком высок. ФРС установила «пороговое значение» уровня безработицы на отметке 6.5%, что определяет предпочтительный уровень целевых краткосрочных процентных ставок регулятора. Сегодня глава ФРС выступит в Лондонской школе экономики с речью «Монетарная политика и мировая экономика». Политику количественного смягчения ФРС критикуют, в частности, за то, что она привела к ослаблению доллара и укреплению других валют, особенно азиатских. Это усложняет проведение монетарной политики в этих странах и, учитывая волатильность трансграничных потоков, также может привести к притоку спекулятивного капитала в недвижимость и другие рисковые активы.

На фоне замедления темпов экономического роста перед центробанками встает сложный вопрос: снижать процентные ставки или нет. Бернанке по вполне понятным причинам считает эти опасения преувеличенными. По его убеждению, мировая экономика должна выигрывать от того положительного влияния, которое реализуемая ФРС программа количественного смягчения оказывает на рост экономики США. Однако здесь не все так однозначно, тем более что ее влияние на американскую экономику не так просто оценить. И даже в случае с фондовым рынком однозначно говорить о положительном эффекте можно только в отношении США, тогда как многие развивающиеся фондовые рынки на протяжении последних месяцев демонстрировали отстающую динамику. Что политика количественного смягчения действительно может сделать, так это способствовать росту цен на сырье, особенно на энергоресурсы и продовольствие, что в гораздо большей степени сказывается на инфляции и уровне потребительских расходов именно в странах с развивающейся экономикой.

Баррель нефти Brent, в феврале стоивший около 117 долл., сейчас торгуется в районе 108 долл. Цены на медь, являющиеся важным индикатором активности в мировой промышленности (и в первую очередь в Китае), также снижаются с начала февраля, что вписывается в картину упомянутого выше снижения глобального индекса PMI в промышленности. Однако если Америка и Китай смогут и дальше играть взятую на себя роль «локомотивов» мирового роста, то рано или поздно цены на сырьевые товары должны будут вновь пойти вверх.


Теги:   МВФ ЕС Нил Маккиннон Bank of Cyprus Переглядів:   1401

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН