Нил Маккиннон: Стратегия ФРС: новая редакция

Думки 19.04.2013    16:00
Позиция главы ФРС Бена Бернанке и большинства его коллег в Комитете по операциям на открытом рынке (FOMC) ясна, и они уже не раз подтверждали ее в своих речах и официальных выступлениях в Конгрессе. Программа количественного смягчения ФРС, которая в текущем виде предполагает ежемесячные покупки облигаций на сумму 85 млрд долл. в месяц, продолжит проводиться до тех пор, пока темпы экономического роста не стабилизируются (в частности, пока уровень безработицы, в настоящий момент составляющий 7.7%, не опустится ниже отметки 6.5% – это то самое пороговое значение, которое Федрезерв ввел в декабре прошлого года). ФРС, похоже, действительно будет продолжать проводить количественное смягчения до тех пор, пока безработица не снизится, скажем, до 5.0–5.5% – уровня, который регулятор рассматривает в качестве долгосрочной цели. Более того, решение продолжении или прекращении программы количественного смягчения не может иметь строго бинарный характер.

Другими словами маловероятно, что ФРС полностью и сразу прекратит покупку облигаций, поскольку это может привести к дестабилизации и высокой волатильности на финансовых рынках. ФРС уже дало понять, что продолжение программы количественного смягчения зависит от экономической ситуации, и если в американской экономике начнут происходить улучшения, регулятор будет постепенно сокращать объем покупки облигаций. Последние экономические индикаторы оказались ниже ожиданий рынков; опубликованные данные говорят о том, что темпы экономического роста имеют тенденцию к снижению.

Это становится очевидным, если взглянуть на последние данные по рынку труда (в несельскохозяйственном секторе США в марте было создано всего 88 тыс. рабочих мест), а также на первую порцию апрельской статистики, в частности индекс обрабатывающих отраслей ФРБ Нью Йорка. Вчера вечером ФРС опубликовала «Бежевую книгу», которая привлекла внимание тем, что представленные в ней оценки экономических роста оказались низкими. Кроме того, последние данные по ИПЦ, опубликованные на этой неделе, свидетельствуют о замедлении инфляции с 2.0% до 1.5%. Это предполагает возрождение дефляционного давления, а ведь именно против него направлена программа количественного смягчения.

Бен Бернанке в течение длительного времени всячески старался предупредить нас об опасности дефляции и повторения судьбы Японии, которая «потеряла десятилетия» из-за экономического спада. Бернанке и его коллеги верят, что количественное смягчение «работает» через снижение доходности облигаций, которое, в свою очередь, стимулирует к выходу из наличности в поисках более высокой доходности. Вследствие этого цены на рискованные активы, особенно акции, растут – это приводит к эффекту роста благосостояния и далее –к увеличению реального совокупного спроса. Количественное смягчение в значительной степени опирается на уверенность участников рынка в длительном сохранении низких процентных ставок, а также на позитивные ожидания.

Тем не менее количественное смягчение – это не что иное, как обмен активами (денежные средства на облигации), при котором чистый финансовый баланс активов частного сектора остается неизменным, хотя структура активов меняется. Таким образом, непосредственное влияние количественного смягчения на реальную экономику, по определению, является незначительным. Мы знаем, что в ФРС усиливаются дебаты в отношении эффективности количественного смягчения, а также его опасности в плане «перегрева» кредитных рынков и избыточного принятия рисков. Джанет Йеллен в своем выступлении в МВФ на этой неделе постаралась развеять эти опасения и отметила, что не видит никаких признаков доминирующей кредитной экспансии или избыточной долговой нагрузки, хотя она и сказала, что ФРС следит за этой ситуацией; мы рассматриваем такое заявление как еще один очевидный сигнал о том, что ФРС будет придерживаться аккомодационной политики и дальше. Так почему же финансовые рынки нервничают? Если ФРС четко дает понять, что намерена придерживаться политики количественного смягчения, фондовые рынки должны расти.

Именно так было после начала реализации всех форм количественного смягчения (первого раунда, второго раунда, операции «твист» и третьего раунда). Может быть, инвесторы на рынках акций обеспокоены не тем, что ФРС закроет «кран ликвидности» раньше ожидаемого срока (как мы уже писали, в данный момент для этого нет никаких экономических оснований), а тем, что программа количественного смягчения фактически не помогла создать условия для восстановления экономики, при этом других инструментов воздействия у политиков практически не остается. У отягощенных долгами крупнейших экономик мира просто не остается пространства для использования средств фискальной политики с целью стимулировать рост экономики и занятости населения. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика уже в значительной степени движутся в разных направлениях. Сверхмягкой монетарной политике (околонулевые процентные ставки, количественное смягчение) противопоставляются бюджетная консолидация и фискальное ужесточение.

Эти тенденции явно прослеживаются в США, Великобритании и еврозоне. Неудивительно, что темпы их экономического роста разочаровывают. Падение цен на сырьевые товары также является потенциально важным дефляционным сигналом. В цене упали нефть, медь, золото и серебро. Экономика Китая, крупнейшего мирового импортера сырьевых товаров, растет медленнее ожиданий, что только усиливает обеспокоенность относительно перспектив развития мировой экономики. МВФ на днях понизил прогноз по росту мировой экономики, хотя и сохранил более оптимистичную оценку на 2014 г. Инвесторы опасаются, что этот прогноз не реализуется, и мировая экономика, не успев вернуться на траекторию роста, откатится обратно в рецессию. Этот безрадостный сценарий, вероятнее всего, просто заставит центробанки прикладывать больше усилий в рамках их текущих установок. Лишь при реализации самого неблагоприятного сценария центробанки могут пересмотреть свою стратегию в пользу более решительной денежно-кредитной политики, включающей открытую монетизацию дефицита госбюджета. Такие меры повышают инфляционное давление, но если окажутся чрезмерно радикальными, могут привести к дестабилизации финансовых рынков.

Между тем нельзя сказать, что экономика США «идет на дно», – есть и позитивные сдвиги. Рынок жилья постепенно восстанавливается, хотя цены на жилую недвижимость, несмотря на небольшой рост, по-прежнему примерно на 30% ниже максимумов 2006 года. Американские банки, как показали стресс- тесты, проведенные недавно ФРС, в основной массе чувствуют себя лучше, нежели банки Великобритании и еврозоны. Балансы американских компаний также находятся в хорошей форме, а суммарный объем аккумулированных ими денежных средств оценивается в 2 трлн долл. Кроме того, дефицит бюджета США снижается, причем делает это, согласно последнему отчету МВФ (Fiscal Monitor), быстрее, чем когда бы то ни было за последние 30 лет.

Так что определенные поводы для оптимизма все же есть. Центральной темой обсуждения в ходе открывающейся на днях в Вашингтоне совместной сессии МВФ и Всемирного банка, естественно, станут прогнозы развития экономической ситуации в мире и, в частности, выдвинутый МВФ тезис о «трехскоростном» восстановлении мировой экономики. Также участники сессии не смогут обойти вниманием практику девальвации национальных валют, используемую многими странами в качестве средства повышения экономической конкурентоспособности, и проблемы с ней связанные. В своем недавнем отчете, посвященном ситуации в валютной сфере, Минфин США призвал Японию отказаться от такой практики. Однако для Японии, новый курс денежно-кредитной политики которой предусматривает удвоение денежной базы к концу 2014, ослабление иены является неизбежным, и Соединенные Штаты должны это понимать.

Программа количественного смягчения ФРС США также привела к ослаблению американской валюты, побочным эффектом чего стало укрепление валют развивающихся рынков. Волатильные трансграничные финансовые потоки, являющиеся следствием погони инвесторов за более высокой доходностью вложений, создает большие проблемы для властей развивающихся стран, пытающихся предотвратить появление в экономике «пузырей». Чтобы противостоять этому, Бразилия недавно повысила процентные ставки. На этом фоне отстающая динамика, которую последние месяцы демонстрируют развивающиеся фондовые рынки, выглядит вполне естественно. МВФ в опубликованном на этой неделе «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» отмечает, что объемы заимствований, осуществляемых компаниями из развивающихся стран на международных рынках, в последнее время растут рекордными темпами, что увеличивает их валютные риски и ведет к увеличению их долговой нагрузки. По мнению МВФ, развивающиеся экономики должны принимать меры, чтобы оградить себя от последствий снижения качества банковских активов и от разрушительной силы краткосрочных потоков капитала.


Теги:   Бен Бернанке ФРС Нил Маккиннон Переглядів:   887

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН