Марка в топливо. Новые правила маркировки нефтепродуктов грозят повышением цен на топливо

Нафта і газ 30.04.2013    14:30
Министерство энергетики и угольной промышленности вернулось к вопросу маркировки нефтепродуктов — как произведенных в Украине, так и импортированных из других стран.  «Мы разрабатываем проект постановления правительства. В дальнейшем он будет отображен в законах», — заявил глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий. По его словам, нововведение будет поспособствовать созданию единой системы контроля качества бензинов и дизельного топлива. Кроме того, позволит снизить долю фальсификата и увеличить поступления в бюджет за счет контроля за уплатой акцизного налога и других обязательных платежей. Последнее утверждение повышает вероятность введения маркировки почти до 100%, в ситуации неопределенности с ростом экономики любые «денежные» инициативы для правительства — на вес золота.

Это не первое намерение Кабмина пометить специальными маркерами все бензины, продающиеся в Украине. Впервые об этом заговорили еще в конце 2010 года, когда был зарегистрирован законопроект «Об упорядочивании оборота нефтепродуктов», принятый в июле 2011-го, но ветированный президентом. Сейчас собираются вернуться к доработке законопроекта, учтя замечания президента. Однако эксперты уверены: каким бы не стал новый законопроект, основные последствия его останутся теми же — подорожание бензина и дополнительный налоговый контроль за сетями бензинового ритейла.

Дополнительный контроль

Система маркировки будет действовать так: сначала на НПЗ или на границе в топливо будут добавлять специальное вещество-маркер, затем сотрудники налоговой милиции (во время проверок нефтебаз и АЗС) смогут определить с помощью специальных приборов наличие и концентрацию маркеров в этом топливе. В нелегальном топливе маркера не будет, в разбавленном — концентрация будет минимальной. По данным сайта OilNews, сначала систему, разработанную министерством, опробуют в сети АЗС «БРСМ-Нафта», которую участники рынка связывают с Эдуардом Ставицким. Потом распространят по всей Украине.

Опрошенные «Инвестгазетой» нефтетрейдеры уверены: введение маркировки к борьбе за качество отношения не имеет. «Контролируется наличие маркера, а не качественные показатели нефтепродукта. Нефтеперерабатывающий завод может производить бензин разных стандартов — от Евро-2 до Евро-5, и все произведенное заводом топливо будет маркировано», — объясняет директор по качеству компании «Параллель» Александр Титов. Директор по поставкам и оптовым продажам ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» Федор Михайлов более категоричен. По его словам, цель маркировки — контроль за уплатой налогов. С учетом того, что на украинском рынке, по оценкам экспертов, примерно четверть контрабанды — это действительно важная задача для проверяющих органов. «Но делать это нужно другими методами. Например, закрывать дыры на таможнях, через которые контрабанда попадает в страну. Кроме того, кто может гарантировать, что маркер не будут продавать «налево», и контрабандное топливо при проверке будет выглядеть вполне легальным?» — сомневается директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн.

Ради цены

По словам Куюна, введение дополнительного рычага контроля со стороны налоговых органов может привести к тому, что ГНАУ сможет заблокировать реализацию любой неугодной партии топлива, как это иногда делает таможенная служба. Например, в конце года проблемы с таможенной очисткой бензина случались у Rompetrol, Socar Energy Ukraine, «КЛО», а чуть раньше у «ОККО», WOG, «Параллели» и других. Как заявляла тогда Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины, все эти проблемы были созданы искусственно, чтобы внедрить на рынок компанию-специмпортера, обладающего эксклюзивным правом оформления на таможне.

Как бы нововведение ни повлияло на работу сетей АЗС, маркировка точно станет драйвером роста цен. «Введение подобного закона означает дополнительные расходы для нефтетрейдеров-импортеров. Все это, несомненно, отразится на себестоимости топлива и, соответственно, на конечной цене для потребителя», — уверен Александр Титов. По его словам, маркировка импортного топлива будет происходить за счет нефтетрейдеров, которые будут вынуждены организовывать дополнительные службы для формирования заказов, внесения маркеров в нефтепродукт, учета, контроля концентрации и т.д. Для этого понадобится и дополнительное дорогостоящее оборудование. По оценкам экспертов, цена вопроса — около 10 копеек на каждом литре бензина, или 1 млрд. грн. в год по рынку в целом. Таким образом, сетям бензинового ритейла будет еще сложнее соблюдать оговоренную с Минэнергоуглем цену на «социальные» виды топлива, которая, например, на  А-95 (тоже попавший в перечень «социальных») составляет до 10,5-11 грн./литр.

«Сейчас все участники рынка вышли за пределы, о которых мы договаривались, до конца месяца мы наработаем изменения к индикативной формуле. Но цены должны быть снижены до того уровня, о котором мы договаривались ранее», — заявлял Эдуард Ставицкий на прошлой неделе. Ради сохранения цен на существующем уровне Кабмин в апреле даже отказался от давней идеи повысить размер акциза на топливо. Если же сейчас закон о маркировке будет принят, отказ от повышения цен фактически будет сведен на нет.
Теги:   ОККО Эдуард Ставицкий WOG КЛО БРСМ-Нафта SOCAR Energy Ukraine Переглядів:   1641

Читайте також:

08.11

Petrobras збільшила чистий прибуток на 7,4% до $5,9 млрд

07.11

Каметсталь відновлює трубопровід для постачання газу

07.11

Marathon Petroleum скоротила чистий прибуток у п’ять разів, збільшить buyback на $5 млрд