Социальные заложники. ЕС давит на страны Восточной Европы, требуя уменьшить расходы
Ринки 30.04.2013 14:39 В конце апреля еще одна страна Европейского союза заявила, что не справляется с возросшими социальными расходами, не может обслуживать долги государственных банков и будет вынуждена просить помощи у Брюсселя. Цена вопроса — 5 млрд. евро, но для Словении с населением 2 млн. человек — это шестая часть годового бюджета.Обсуждение словенских проблем стало центральной темой на встрече министров финансов ЕС в Дублине 20 апреля. Еврокомиссар по вопросам экономики Олли Рен заявил, что неэффективное управление государственными банками и необдуманные вложения в высокодоходные активы завели финансовый сектор страны в серьезный кризис. В 10 крупнейших банках (восемь из них — государственные) скопилось 6,5 млрд. евро кредитов, которые, скорее всего, не будут возвращены, и государству нужно будет покрывать их из бюджета.
Эксперты считают, что проблема Словении очень характерна для стран Восточной и Южной Европы. С началом кризиса темпы роста экономики региона обвалились в среднем на 7%, а правительства вынуждены были поддерживать высокие социальные стандарты ЕС. С 2010 года все средства, которые выделялись из центрального бюджета Европы, страны отдавали на зарплаты и пенсионные выплаты — реформы экономики были отставлены в сторону.
Ранее дотации из Брюсселя покрывали только 70% всех социальных выплат, но с началом кризиса национальные правительства начали переводить деньги с экономических статей бюджетов на поддержание социальной стабильности. Например, в Хорватии в 2011 году отказались проводить реформу инфраструктуры ввиду того, что были вынуждены передать 3,5 млрд. евро пенсионному фонду.
В начале 2000-х, когда Евросоюз активно расширялся, многие страны Восточной Европы за счет дотаций из центра повысили на 40-50% зарплаты и социальные выплаты. Тогда Брюссель без проблем выделял деньги на эти нужды. С началом рецессии и кризиса суверенных долгов в Брюсселе поняли, что дотации нужно сокращать и проще всего начать с Восточной Европы. Но рецепт, который заставит страны отказаться от комфорта, за который Брюссель сам раньше и платил, пока не найден.
Словенский вопрос
В 2011 году средняя месячная зарплата в Словении, по данным Eurostat, составляла 1600 евро, тогда как жители соседней Сербии, которая не входит в ЕС, получали в месяц не больше 400 евро. Эта разница объясняется отнюдь не быстрым экономическим развитием Словении — такие высокие зарплаты были достигнуты за сче6т дотаций из Брюсселя. В 2004 году, когда Словению приняли в состав Евросоюза, зарплаты там сразу же подскочили на 35% и продолжали постоянно расти. В разгар экономического кризиса, в 2009-м, Словения могла похвастаться средним доходом на одного жителя в $20 тыс. в год — это почти средний уровень жизни в западных странах союза. С 2005-го по 2008 год, по данным Европейской комиссии, Любляна получила более 3 млрд. евро только на социальные выплаты.
Но это не подстегнуло ВВП страны. С момента присоединения к ЕС он рос в среднем всего на 2-3% в год. К тому же инвесторы из западных стран ЕС не спешили заходить в эту страну. Крупнейшей иностранной инвестицией в Словению стало строительство автозавода французской компанией Renault, в который она вложила $20 млн. Значительно больше Любляна получала из центрального бюджета ЕС — 850 млн. евро в год. Это позволяло постоянно поднимать зарплаты, не сильно заботясь о развитии экономики.
С началом кризиса рост ВВП Словении упал сразу на 10%. В ЕС потребовали, чтобы страна провела реформы и перестроила экономику, а также снизила социальные расходы. Но правительство не пошло на этот шаг, так как боялось волнений среди населения, забастовок и бунтов — наподобие тех, которые переживала Греция.
По мнению, аналитиков Института Брукингса, Любляна через государственные банки пыталась вкладывать деньги в рисковые фонды, чтобы получить немедленную выгоду, но так и не вернуть значительную часть этих вложений. В 2013 году кризис усугубился тем, что после кипрского конфликта иностранные вкладчики стали экстренно забирать деньги из банков Словении. «Словения никогда не была офшором, но там ставки по депозитам были ниже, чем в ЕС на 5-8%. Поэтому на 2012-й в Словении скопилось более 10 млрд. евро банковских вкладов», — говорит Джим Роло из аналитического института Chatham House. В апреле 2013-го инвесторы начали выводить деньги из словенских банков, опасаясь, что в ЕС могут потребовать ввести налог на депозиты и здесь. По данным Eurostat, за несколько недель банковская система страны потеряла около 2 млрд. евро. В таких условиях в ЕС заявили, что теперь Словения должна экономить на социальных расходах, так как новых дотаций не будет. В ответ Любляна заговорила о дефолте.
Общий шантаж
«Большинство стран Восточной и Южной Европы, а также Прибалтика получили в 2011 году от Брюсселя более 77 млрд. евро дотаций», — рассказывает «Инвестгазете» Майкл Таннер из Института КАТО. А вернули в центральный бюджет, по словам эксперта, втрое меньше.
Тратили их по-разному. Например, Польша с 2008 года получила более 38 млрд. евро. Большую часть денег она должна была направить на поддержание сельскохозяйственной отрасли и развитие инфраструктуры и только 30% — на социальные выплаты. Эти дотации в период кризиса позволили Варшаве наращивать ВВП на 4-5% в год, тогда как средний показатель в ЕС не поднимался выше 2%. Но сейчас в Брюсселе начали критиковать и Польшу за нецелевое использование европейских денег. Еврокомиссия обнародовала доклад, согласно которому, за первую половину 2012 года на ремонт железных дорог Варшаве было выделено 1,5 млрд. евро, но работы так и не начались. И это только один проект, который не был выполнен, а деньги пошли на повышение зарплат.
Но Польша выглядит успешным реформатором на фоне Испании. Весной нынешнего года безработица в Испании подскочила до рекордных 27,2%. В правительстве Мариана Рахоя не скрывают, что большая часть европейской помощи идет на зарплаты и социальные выплаты. Испания прочно сидит на дотационной игле и уже сама не в состоянии оплачивать содержание огромной армии безработных.
Весной в Брюсселе все чаще звучали заявления о том, что нужно заставить страны Восточной Европы снизить социальные выплаты, так как в бюджете ЕС остается все меньше денег на помощь проблемным странам. На саммите в Дублине Олли Рен заявил, что в этом году Евросоюз планирует выделить своим странам-членам на борьбу с кризисом только 48 млрд. евро. Это вдвое меньше прошлогоднего показателя. И значительная часть этой суммы уже «зарезервирована» Ирландией и Португалией, экономики которых более важны для Евросоюза, чем та же Словения.
В западных странах ЕС, которые вносят большую часть денег в его бюджет, уверены, что время изобилия прошло и нужно урезать социальные выплаты. Но начинать с себя не хотят — ведь это разозлит собственных избирателей. Поэтому под удар первыми попадут «новички» союза. Брюссель пытается оказать давление на новые страны и заставить их пересмотреть социальные стандарты в сторону уменьшения, обещая после этого продолжить дотирование. То есть утром реформы — вечером деньги. В противном случае Брюссель грозит просто уменьшить объем отчислений.
Наилучшей стратегией для проблемных стран, по мнению аналитиков Центра Бругель в Нидерландах, было бы просто ждать, утвердительно кивая головой в ответ на требования урезать расходы. Именно так поступила Греция, получив уже 149 млрд. евро, так и не снизив социальные выплаты. И хотя в Брюсселе и Берлине обещали исключить страну из зоны евро, но не решились на это, опасаясь полного развала ЕС. Потому эксперты считают, что и Словении стоит просто терпеливо ждать.
Теги: ЕС Eurostat Майкл Таннер Переглядів: 1305