Украинцам чужого надо. Отечественная продукция постепенно теряет долю рынка
Ринки 14.05.2013 07:36Доля продаж украинских товаров в торговых
сетях страны упала ниже 60%, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Украинцам чужого надо. Девальвация могла бы улучшить ситуацию и
остановить рост доли импорта в потребительской корзине украинцев,
уверены эксперты, как это произошло в 2009 году. Однако опыт прошлой
девальвации показывает, что эффект будет недолговечным, и доля импорта
вскоре продолжит расти.
Под натиском импортной продукции доля
украинских товаров в розничных торговых сетях становится все меньше.
Согласно данным Госстата, по итогам 2012 года доля продаж отечественных
товаров составила 58,9%, снизившись за предыдущий год сразу на три
процентных пункта (п.п.). Отечественные производители сокращают свое
присутствие как в сегменте продовольственных товаров (с 87,2% до 86,3%),
так и непродовольственных (с 47,2% до 41,9%). Это долгосрочная
тенденция (см. справку), вступление в ВТО лишь усилило ее.
В прошлом году наиболее значительно
уменьшилась доля продаж украинских текстильных товаров (с 42,7% до
34,2%), посуды (с 30,4% до 24,6%), макаронных изделий (с 79,3% до
75,5%), а также крепких спиртных напитков (с 87,1% до 83,9%).
Наибольшая доля отечественной продукции — в
сегменте хлебобулочной продукции (97,6%) и мясопродуктов (95,1%). Однако
и здесь наблюдается постепенное снижение — на 0,9 п.п. и 1,5 п.п.
соответственно. Наименьшая доля местной продукции — в сегменте обуви
(2,8%), телекоммуникационного оборудования (4,7%) и компьютерной техники
(1,2%). Украинской продукции стало больше лишь в сегментах консервов
(на 0,9 п.п., до 73,3%), табачных изделий (на 1 п.п., до 94,9%), книг,
газет и журналов (на 1,5 п.п., до 89%).
"Рост импорта — следствие стабильного курса
гривны. Благодаря привязке национальной валюты к доллару на фоне
ослабления остальных валют импорт увеличивает свое присутствие на
украинском рынке",— считает аналитик Украинской аграрной ассоциации
Марьян Заблоцкий. По итогам прошлого года объем импорта товаров в
Украину составил $84,6 млрд, почти достигнув показателя 2008 года
($85,56 млрд). "Без ослабления гривны решить эту проблему невозможно",—
уверен эксперт.
Принятая госпрограмма активизации развития
экономики на 2013-2014 годы предусматривает политику импортозамещения и
повышение конкурентоспособности экономики, но пока никаких действенных
мер по поддержке украинской продукции предложено не было. А меры,
которые уже приняты, не дали результата. Например, с 2011 года действует
нулевая ставка налога на прибыль для предприятий легкой промышленности.
И если в 2011 году доля продаж одежды отечественного производства
выросла на 0,1 п.п., то в прошлом году — упала на 1,8 п.п. (до 10,9%).
Тенденция постепенного снижения доли продаж
отечественной продукции наблюдается Госстатом с 2005 года, когда начали
проводиться соответствующие замеры. Семь лет назад доля продаж
украинской продукции составляла 70,5%. Исключением стал лишь кризисный
2009 год. Вследствие резкой девальвации гривны доля продаж отечественной
продукции возросла с 63,1% до 67,4%. При этом если в структуре продаж
продовольственных товаров доля украинской продукции увеличилась лишь на
0,2 п.п. (до 88,4%), то в структуре непродовольственных товаров — на 3,5
п.п. (до 54,7%). Впрочем, уже за два года доля импорта превысила
докризисный уровень и продолжила расти.
Такие данные свидетельствуют о том, что
девальвация может дать лишь краткосрочный эффект, уверен экономист
Александр Охрименко. "Можно рассчитывать на улучшение ситуации только в
сегменте продовольственных товаров, однако там доля украинской продукции
и так достаточно высока. Среди непродовольственных товаров часто
отсутствуют отечественные аналоги, а поэтому спрос на импорт больше
зависит от платежеспособности населения",— уверен эксперт.
Впрочем, по словам генерального директора
Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, в сегменте продовольственных
товаров рост импорта отечественным производителям не угрожает.
"Действительно, доля украинской продукции составляет около 80%, и рост
импорта связан с восстановлением спроса на такую продукцию после
девальвации. Импорт реагирует на изменения спроса, при этом он
представлен товарами, либо не имеющими украинских аналогов, либо
находящимися в разных ценовых категориях",— уверен господин Кишко. Теги: Украина Марьян Заблоцкий Переглядів: 1770