Нил Маккиннон: «Большая восьмерка» и ФРС США

Думки 18.06.2013    10:41
Главным событием следующей недели станет саммит «большой восьмерки» (G8), который пройдет в Лох-Эрне (в Северной Ирландии) под председательством Великобритании. Вскоре после него состоится заседание Комитета по операциям на открытом рынке США (FOMC). На таких саммитах значимые решения принимаются редко, и эта встреча, на наш взгляд, не станет исключением. Однако не похоже, что в повестке дня будет ощущаться нехватка вопросов.

Мировая экономика по-прежнему пребывает в состоянии неопределенности; ведущие официальные организации (МВФ, ОЭСР и Всемирный банк) были вынуждены пересмотреть в сторону понижения свои прогнозы глобального экономического роста по итогам текущего года. Основные проблемы сосредоточены в еврозоне и Китае, при этом еврозона, в частности, представляет собой наибольший риск для глобальной экономики в условиях дефляционной экономической политики и проблем в банковском секторе.

Пока практически никаких реальных признаков движения по направлению к фискальному и банковскому союзу не наблюдается, при этом Германия по-прежнему противостоит идее совместных обязательств или фискальных трансфертов. Кроме того, правительство Германии не видит необходимости в том, чтобы принять участие в преодолении экономических дисбалансов внутри еврозоны, поэтому бремя устранения этих дисбалансов ложится в большей степени на плечи дефицитных экономик. Как правило, цена, которую эти экономики платят за повышение своей конкурентоспособности – снижение номинальных темпов роста ВВП. Другими словами, их экономики сжимаются, равновесие между внутренним и внешним торговыми балансами нарушается, однако при этом снижения коэффициента «долг /ВВП» не происходит (поскольку знаменатель уменьшается).

Что касается Китая, последняя экономическая статистика разочаровала, а прогнозы по росту реального ВВП на этот год были пересмотрены в сторону понижения, приблизившись к нашей собственной оценке, составляющей 7.5%. Хотя такой показатель выглядит неплохо, «реальные» темпы роста могут оказаться значительно ниже. Китайские власти озабочены темпами расширения кредитования, особенно в так называемом теневом банковском секторе, хотя последние данные все же говорят о некоторых улучшениях. Отсутствие бюджетных стимулов, возможно, свидетельствует об опасениях возобновления инфляционного давления и спекуляций в секторе недвижимости. Юань сохраняет сильные позиции по отношению к доллару, но учитывая, что японская иена в последние несколько месяцев снижается, это может способствовать уменьшению конкурентоспособности Китая в торговом отношении.

«Большую восьмерку» должен больше беспокоить рост протекционизма и, в частности, недавние торговые споры между ЕС и Китаем. Великобритания, которая в этом году будет страной – председателем «большой восьмерки», считает борьбу с протекционизмом приоритетной задачей. Последняя статистика показывает, что в настоящий момент применяется все больше мер протекционистского характера – с начала мирового финансового кризиса зафиксировано их наибольшее количество; на страны «большой восьмерки» приходится 30% мер, примененных за последние 12 месяцев. Китаю, который не является членом этого партнерства, чаще всего вредит иностранный протекционизм, и самое неблагоприятные действия идут со стороны ЕС. Волатильность валюты с начала года растет и усугубляется ослаблением японской иены, хотя масштаб волатильности пока далек от максимумов, наблюдаемых в 2008 г.

Когда в глобальном экономическом спросе наблюдается сжатие, страны пытаются повысить спрос за счет ослабления своих национальных валют. В таких условиях никто не хочет иметь сильную валюту, но, по определению, никто не хочет иметь также и слабую валюту. Рост протекционизма легко может способствовать сокращению объемов международной торговли и введению контроля за капиталом, что окажет на мировую экономику разрушительное воздействие. Однако представляется маловероятным, чтобы «большая восьмерка» приняла решительные меры по борьбе с протекционизмом и валютными «манипуляторами».

Что касается Японии, девальвация иены является частью механизма, призванного сломить укоренившуюся дефляционную психологию. В последнее время инфляционные ожидания слабели, что было следствием усилий Банка Японии по сдерживанию роста доходности 10-летних облигаций, а также разочарования инвесторов ввиду отсутствия у японского правительства конкретных планов структурных реформ. Опубликованные вчера протоколы заседания Банка Японии по денежно-кредитной политике от 21–22 мая дают хорошее представление о том, как регулятор оценивает экономические и финансовые тенденции. В последние недели мы видели, что разочарование инвесторов быстро приводит к сползанию цен на японском рынке акций и укреплению иены. Отскок индекса Nikkei 225 в ходе «ночной» сессии и восстановление курса доллара к иене дают надежду и, возможно, предполагают, что процесс ликвидации инвестиционных позиций завершился. По итогам заседания FOMC на будущей неделе изменений в монетарной политики ФРС мы не ожидаем и полагаем, что регулятору пока рано сокращать объем ежемесячных покупок облигаций (в настоящее время составляет 85 млрд долл.). Ряд экономических данных из США показывает некоторые признаки улучшения – в мае оборот розничной торговли увеличился на 0.6%, цены на жилье поднялись на 11% в годовом сопоставлении, – однако динамика промышленного производства по-прежнему слаба (последние данные выйдут сегодня), а последствия ужесточения бюджетной политики ощущаются пока в полной мере. Помимо этого текущая волатильность мировых рынков подсказывает, что ФРС не надо намекать на «ужесточение» монетарной политики, ухудшая и без того хрупкие перспективы мировой экономики. В наших обзорах уже упоминалась стоящая перед ФРС дилемма – обеспечить вывод экономики США на траекторию устойчивого роста и одновременно не допустить чрезмерного «аппетита к риску», приводящего к возникновению пузырей на кредитных и фондовых рынках.

Мы полагаем, что сокращать ежемесячный объем выкупа облигаций ФРС будет постепенно. Американский центробанк вряд ли хочет, чтобы рыночные ожидания опережали действия регулятора, заставляя инвесторов продолжать закладывать в цены повышение ставки по федеральным фондам (как раз об этом в своей сегодняшней статье пишет обозреватель Wall Street Journal Джон Хильзенрат (Jon Hilsenrath). Хильзенрата многие считают «инсайдером» ФРС, так что к его словам стоит прислушиваться). На наш взгляд, одним из вариантов могло бы стать изменение структуры выкупа – увеличение покупки ипотечных бумаг и сокращение покупки казначейских обязательств. Это помогло бы снизить ипотечные ставки, которые в последнее время растут, что привело к уменьшению объемов рефинансирования ипотечных кредитов. Дальнейшее повышение ипотечных ставок может застопорить восстановление не только на рынке жилья, но и в экономике в целом. В свою очередь сокращение покупки казначейских обязательств способствовало бы решению еще одной проблемы – уменьшения предложения надежных активов, из-за которого снижается доступность залогового обеспечения на рынке репо. Не следует забывать, что инфляция в США замедляется (в настоящее время она составляет 1.1%), ограничивая потенциал роста доходностей американских казначейских обязательств (11 июня доходность 10-летних казначейских обязательств США достигла 2.29%, а сейчас находится на отметке 2.13%). Наращивание покупки ипотечных ценных бумаг позволило бы предотвратить «конвексное хеджирование», которое может привести к распродаже на рынке американских казначейских обязательств.

Перед Бернанке сейчас стоит важная задача. Своим выступлением, которое состоится на будущей неделе, ему необходимо добиться улучшения коммуникации между регулятором и финансовыми рынками. Следует признать, что комментарии главы ФРС, сделанные сразу после выступления в Конгрессе 22 мая, прозвучали довольно неубедительно. Реакция рынков в последние несколько недель свидетельствует: расчет ФРС (если таковой был) на то, что сворачивание программы количественного смягчения пройдет гладко, не оправдался, и теперь центробанку необходимо как-то реагировать на сложившуюся ситуацию.


Теги:   ФРС США Нил Маккиннон Большая восьмерка Переглядів:   1101

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН