Евросоюз пригрозил Москве судом ВТО. Россия затянула решение вопроса об утилизационном сборе
Ринки 10.07.2013 09:11 Евросоюз начал разбирательство с Россией по вопросу утилизационного сбора на импортные автомобили, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Евросоюз пригрозил Москве судом ВТО. Украина, существенно пострадавшая от действий РФ, надеется, что ВТО добьется решения, устраивающего всех стран-членов организации. Протесты ЕС уже привели к тому, что платежи распространят и на российских автопроизводителей, но такой закон будет принят лишь осенью. Брюссель может обратиться в суд, чтобы "простимулировать" Россию поторопиться.Евросоюз начал процедуру консультаций в рамках ВТО о несоответствии российского утилизационного сбора на импортные автомобили нормам организации, сообщила вчера Еврокомиссия. ЕС "неоднократно поднимал вопрос о сборе на двусторонних переговорах с Москвой" и использовал "все дипломатические каналы", но это не привело "ни к какому конкретному решению", говорится в заявлении. У ЕС нет "никакого иного выбора", кроме как "бросить вызов сбору". "Сбор несовместим с основополагающим правилом ВТО, запрещающим дискриминацию импорта вообще и каких-либо импортируемых товаров в частности",— заявил еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт.
В минэкономики РФ, которое курирует переговоры с ВТО, подтвердили "Ъ", что постоянное представительство России при ООН в Женеве получило запрос ЕС о начале консультаций. По словам замглавы департамента торговых переговоров министерства Екатерины Майоровой, в ЕС рассчитывали, что конфликтная ситуация вокруг сбора будет урегулирована до 1 июля — с принятием поправок к закону, уравнивающих условия взимания сбора с российских автопроизводителей и импортеров. Но, признает госпожа Майорова, к этому сроку поправки не были приняты, поскольку российская госдума ушла на летние каникулы.
Украина, чьи автопроизводители существенно пострадали от российского сбора, воздерживается от самостоятельных обращений в ВТО. "Независимо от того, какая страна будет оспаривать действие утилизационного сбора на российском рынке в ВТО, принятое организацией решение будет распространяться на всех членов. Поэтому Украине нет необходимости отдельно оспаривать этот вопрос",— рассказал "Ъ" правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян. С момента действия сбора по апрель текущего года (последние данные Госстата) украинские компании сократили поставки на российский рынок автомобилей на почти 70%, до 6 тыс. единиц. Более того, в ответ на введение Украиной пошлины на импорт автомобилей Россия планирует применить к нам дополнительные экономические санкции (см. материал на стр. 1).
Первый зампред комитета госдумы России по промышленности Владимир Гутенев считает, что "сейчас тональность переговоров с ЕС о сборе не настолько острая, чтобы созывать внеплановое заседание думы во время каникул". "Законопроект, скорее всего, будет рассмотрен в первом чтении до конца сентября, а окончательно будет принят к ноябрю",— предполагает он. По мнению господина Гутенева, спор с ЕС удастся "урегулировать в рамках консультаций, не доводя его до суда, и убедить ЕС в том, что сбор будет в любом случае распространен на всех автопроизводителей осенью".
Профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский считает, что, "скорее всего, ЕС потребует как на консультациях, так и в рамках судебных разбирательств устранения дискриминации, то есть расширения условий сбора на всех автопроизводителей". Но, говорит эксперт, теоретически ЕС может попросить и компенсации своим автопроизводителям за весь период действия сбора. В Еврокомиссии на вопрос "Ъ" о возможности компенсаций ответили лишь, что "надеются достичь решения, которое устранило бы несоответствие российской меры нормам ВТО". Из финансово-экономического обоснования к законопроекту о сборе следует, что годовые доходы бюджета от него составляют около 54 млрд руб. ($1,63 млрд). Но источники "Ъ" в российском автопроме считают, что "спор вряд ли закончится требованием компенсаций", так как "в практике споров между членами ВТО из-за дискриминационных мер в автопроме таких прецедентов не было" (см. справку).
По мнению Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", ЕС инициировал начало консультаций, "чтобы простимулировать процесс уравнивания условий и не допустить очередного переноса сроков внесения изменений в закон". Аналитик считает, что, видимо, условия сбора будут уравнены с 2014 года. При этом российские автозаводы вряд ли пострадают от этого, отмечает господин Беспалов, так как до конца года правительство постарается разработать для них механизмы компенсаций, в противном случае они просто станут убыточными.
Украинские заводы заняли выжидательную позицию. "Сейчас трудно говорит о том, как мы построим свой бизнес в России, потому что неизвестно, какие цены на автомобили будут у российских производителей после распространения на них сбора. Если местный автопром будет дотироваться государством, то наши автомобили по-прежнему будут неконкурентоспособными на этом рынке",— говорит заместитель председателя правления по производству "Укравто" Олег Папашев. В любом случае, по его словам, производители будут продолжать просить правительство, чтобы оно добилось возврата свободной торговли между странами.
Теги: Россия Евросоюз ВТО Переглядів: 1014