Нил Маккиннон: МВФ понижает прогнозы
Думки 17.07.2013 11:45 Международный валютный фонд (МВФ) понизил прогноз по темпам роста глобального ВВП на 2013 год, как следует из последнего отчета фонда, опубликованного вчера. Неожиданностью такое развитие событий не назовешь, поскольку в последние годы МФВ не раз проявлял излишний оптимизм в отношении перспектив глобального экономического роста. В свете того что различные экономические индикаторы указывают на замедление роста экспорта, объемов промышленного производства и снижение потребительских расходов, свои прогнозы пересмотрели и другие организации, в частности ОЭСР и Всемирный банк. Согласно новым прогнозам МВФ, реальные темпы глобального роста составят в этом году 3,1% (в апреле прогнозировалось 3,3%), а в 2014 году восстановятся до 3,8% (ранее предполагалось, что до 4,0%). Наши прогнозы, которые отличаются большей осторожностью, остаются без изменений, и мы по-прежнему полагаем, что в этом году темпы роста глобального ВВП составят 2,7%, а в следующем — 3,2%.Согласно прогнозу МВФ, экономический рост в странах с развивающейся экономикой продолжит замедляться, отражая слабые темпы роста экспорта и низкий внутренний спрос в странах с развитой экономикой. В частности, это касается еврозоны, в которой, по мнению МВФ, в этом году сохранится рецессия, а ее реальный ВВП сократится на 0,6%. Последние месячные данные из Германии показали замедление роста экспорта и объемов промпроизводства. Согласно данным, опубликованным на этой неделе, экспорт Германии в остальные страны еврозоны за год сократился на 9,6%, что говорит о значительной слабости локального спроса в периферийных странах еврозоны.
Ранее на этой неделе МВФ представил свою ежегодную оценку экономических и финансовых условий в еврозоне (Article IV Consultation). Основной посыл заключается в том, что за последний год действия в отношении монетарной политики, особенно программа ОМТ, о которой было объявлено в сентябре, имели своей целью решение проблем, связанных с «побочными рисками» и стабилизацией на финансовых рынках. Некоторые, включая нас, могут поспорить с этим — на прошлой неделе мы наблюдали возобновление роста доходности облигаций Португалии на фоне политической неопределенности. Тогда мы отметили, что Португалия имеет значительный внешний долг. В Греции, несмотря на то что «тройка» кредиторов решила предоставить греческому правительству следующий транш кредита, уровень правительственного долга по-прежнему составляет 157% ВВП, что говорит о неизбежности очередной программы по реструктуризации долга.
МВФ отметил, что «центробежные силы» в еврозоне остаются значительными и приводят к замедлению роста во всех странах, за исключением одной или двух. Стоимость заимствований внутри еврозоны все еще фрагментирована, и «проблемные банки» продолжают сдерживать кредитование. Высокие уровни безработицы в долгосрочной перспективе угрожают потенциальному росту и политической поддержке реформ. Избиратели выступают против усиления мер экономии, и правительства не хотят далее ужесточать бюджетную политику. В отсутствие экономического роста целевые показатели бюджетного дефицита не достигаются, а соотношение «долг /ВВП» продолжает расти.
МВФ советует действовать сразу по нескольким направлениям, в том числе восстанавливать балансы банков, договариваться о создании банковского союза, поддерживать спрос и продвигать структурные реформы. Проблема заключается в том, что прогресса практически не наблюдается. ЕЦБ недавно снизил процентные ставки и впервые представил в своих заявлениях по дальнейшему направлению политики «опережающий прогноз». Член правления ЕЦБ Йорг Асмуссен вчера заявил, что такой «опережающий прогноз», который обещает низкие процентные ставки в течение «длительного периода времени» или даже снижение ставок, может подразумевать период времени больше года. Асмуссен также намекнул, что ЕЦБ может увеличить свою поддержку банкам в плане вливания ликвидности. На фоне этих комментариев евро упал ниже отметки 1.28 по отношению к доллару. Вчера агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Италии, что также не поддержало настроение рынка.
В принципе смягчение монетарной политики ЕЦБ — шаг в правильном направлении, если только эти меры не окажутся слишком запоздалыми и слишком скромными по масштабам. Проблема в том, что механизм монетарной трансмиссии в Европе практически не работает — зато хорошо работает так называемая ловушка ликвидности, из-за которой средства, которые регулятор пытается закачать в экономику, остаются заблокированными внутри системы. Спроса на кредитование нет, поскольку экономические агенты предпочитают живые деньги и стараются не наращивать долги, а сокращать их. С другой стороны, банки продолжают латать свои балансы и тоже не горят желанием давать в долг. Единственный способ починить трансмиссионный механизм — реструктурировать обязательства и провести рекапитализацию банков. Однако в настоящее время у европейских банков быстро растет объем просроченных кредитов, а во многих странах, например в Италии, на балансах банков сосредоточены значительные объемы местного суверенного долга. Германия не хочет платить по общим обязательствам (что предполагает валютный союз), и по той же причине на данном этапе выглядит маловероятным создание бюджетного союза, в рамках которого Германии пришлось бы выделять средства на пополнение бюджетов стран европейской периферии. Изменится ли позиция Германии после выборов 22 сентября, покажет время. Пока же валютный союз остается уязвимым для повышенной волатильности, периодически возникающей на финансовых рынках.
Что касается других прогнозов МВФ, то здесь внимания в первую очередь заслуживает то, что самые высокие темпы экономического роста среди стран «большой семерки» в этом году — 2,0% — фонд ожидает в Японии, где 20-процентное ослабление иены (в реальном эффективном выражении с 2012 года) способствовало значительному росту экспорта и корпоративных прибылей. В следующем году МВФ ожидает замедления роста реального ВВП страны до 1,25%, хотя такая оценка может оказаться излишне консервативной. Согласно данным, опубликованным на этой неделе, темпы годового роста денежной массы в Японии достигли 3,8%, что является максимумом с мая 1999 года. Важность этого обстоятельства объясняется тем, что ускорение роста денежной массы является необходимым (хотя и не достаточным) условием ускорения роста номинального ВВП. Тенденция к замедлению роста номинального ВВП наблюдается уже на протяжении длительного времени. Иными словами, размер японской экономики сокращается, а снижение численности населения страны лишь усугубляет этот процесс.
Важной составляющей «абэномики» является реализация структурных реформ. Как только останутся позади выборы в верхнюю палату парламента, запланированные на 21 июля, правительство, как мы полагаем, объявит программу приватизации. Мы считаем, что продажа (кто-то говорит об упразднении) таких компаний, как, например, Japan Post и Japan Tobacco, является оптимальным способом снижения колоссальной долговой нагрузки на бюджет (на данный момент соотношение «долг /ВВП» в Японии составляет 245%). Половина валового долга Японии приходится на взаимные задолженности различных государственных агентств. По оценкам МВФ, чистый долг правительства составляет 143% ВВП. Для сравнения: чистый долг правительства Греции оценивается в 176% ВВП, Португалии — 115%, Ирландии и Италии — по 106%, а средний показатель по странам «большой двадцатки» составляет 86%.
Наконец, МВФ пересмотрел прогноз роста ВВП Китая в нынешнем и следующем годах, понизив его до 7,8 и 7,7% соответственно. Мы по-прежнему исходим из роста на 7,5%. Последние показатели торгового баланса КНР, опубликованные сегодня, не оправдали ожиданий: в годовом сопоставлении объем экспорта сократился на 3,1%, что является худшим результатом за период с октября 2009 года. В ближайший понедельник ожидается публикация данных о размере ВВП Китая за второй квартал 2013 года, которые, как мы полагаем, подтвердят факт замедления роста. Прогнозы в отношении роста экономики остальных стран БРИК понижены на 0,25–0,75 п.п. — с учетом снижения цен на сырьевые товары, ухудшающего перспективы для экспортеров сырья. Как отмечается в комментарии МВФ, перспектива «нормализации монетарной политики» ФРС и потенциальный разворот потоков капитала влияют на политический курс государств с развивающейся экономикой, ограничивая масштаб дальнейшего смягчения монетарной политики в этих странах. Спреды облигаций развивающихся рынков резко расширились, после того как Бен Бернанке дал понять, что ФРС намерена сократить объем ежемесячной покупки облигаций, а индекс MSCI EM вот-вот растеряет до 50% всего роста, набранного за последние десять лет.
Теги: МВФ еврозона ЕС ОЭСР Нил Маккиннон Переглядів: 1400