Владимир Павлов: Добрососедская армия
Думки 24.07.2013 14:26 На парламентских выборах в Японии в минувшие выходные победу одержала правящая коалиция Либерально-демократической партии (ЛДП) и «Новой Комэйто». Это усиливает позиции премьера Синдзо Абэ и дает ему возможность не только спокойно проводить экономические реформы, но и попытаться внести долгожданные изменения в «мирную» конституцию страны. К последнему Японию во многом подталкивает растущая военная угроза со стороны Китая. Для России смена внешнеполитического вектора Японии с севера на юг скорее хорошая новость, которая поможет снять напряженность вокруг проблемы Южных Курил.ЛДП и «Новая Комэйто» получили большинство (135 из 242 мест) в верхней палате японского парламента. Нижняя палата уже до этого была под их контролем (325 из 480 кресел). Конституционного большинства (480 мест из 722 в обеих палатах), правда, получить не удалось, однако внесение изменений в Основной закон все же возможно. Для этого правящей коалиции необходимо договориться с представителями ряда оппозиционных партий (например, Партия реставрации Японии и «Твоя партия»).
Конституция Японии писалась вскоре после Второй мировой войны в условиях оккупации и под диктовку США. Ее 9-я статья предусматривает «отказ от войны как суверенного права нации, а также от угрозы и применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Синдзо Абэ на пресс-конференции после нынешних парламентских выборов подтвердил, что намерен активизировать дискуссию о пересмотре конституции. Он, в частности, хочет придать нынешним силам самообороны страны статус полноценной армии, что будет означать снятие ограничений на оснащение их рядом наступательных видов вооружений.
Изменить Конституцию Японию толкает обострение военно-политической обстановки в регионе. И заглавную роль в этом играет фактор Китая, а не России. Токио озабочен усилением военной мощи Пекина, где к власти пришло «пятое поколение» руководителей во главе с председателем КНР Си Цзиньпином. Озабоченность политикой соседа нашла отражение в «Белой книге» по обороне, которую правительство Синдзо Абэ опубликовало в июле.
«Китай предпринимает попытки изменить статус-кво при помощи силы, основываясь на своих собственных представлениях, которые несовместимы с существующими международными законами, — говорится в документе японского оборонного ведомства. — Эти попытки подвергаются осуждению за то, что они достаточно настойчивы и включают элементы рискованного поведения, которое может привести к непредвиденным обстоятельствам. Все это вызывает беспокойство в отношении будущего направления (китайской политики)». По сути, японские власти впервые в ежегодном обзоре по оборонной политике обвинили Китай в незаконном силовом давлении, целью которого является изменение нынешнего статуса ряда спорных территорий, в первую очередь островов Сенкаку (Дяоюйдао — кит.).
Политики и эксперты в Японии в один голос ставят китайскую угрозу по опасности на второе место после ядерно-ракетной угрозы со стороны непредсказуемого режима КНДР. Опасения понятны: Китай наращивает свой оборонный бюджет со скоростью более 10% в год. По официальным данным, в этом году он составил 114 млрд долл., а общие расходы китайцев на оборону, по подсчетам Пентагона, доходят до 200 млрд долл. (с учетом финансирования различных научно-технических разработок). Вооруженные силы КНР по некоторым параметрам уже могут соперничать с японскими силами самообороны.
При этом Японию не на шутку тревожит взрывной рост национализма в Китае. Разумеется, в экономическом плане обе страны так тесно взаимосвязаны, что о конфликте никто из политиков и думать не хочет. Однако, как показали события последних лет, Пекин в отличие от Токио в нужные моменты не стесняется разыгрывать «территориальную карту», чтобы дать националистически настроенным слоям своего общества выпустить пар. Так, после очередного обострения ситуации вокруг Сенкаку в конце лета 2012 года по Китаю прокатилась волна антияпонских выступлений и призывов бойкотировать японские товары, что ударило по прибыли компаний Страны восходящего солнца.
Нынешние изменения во внешнеполитических акцентах Японии отчасти выгодны России. Проблема «северных территорий» — Южных Курил, — разумеется, от этого менее острой не становится. Однако апрельский визит Синдзо Абэ в Москву и его переговоры с президентом России Владимиром Путиным показали, что японцы действительно хотят сдвинуть диалог с мертвой точки. Не случайно сторонам удалось договориться о возобновлении переговоров по территориальному вопросу в новом формате «2+2» (с участием министров иностранных дел и обороны).
В личных беседах с автором этой статьи представители японского МИД и военные признавали, что переговоры будут трудными и о каких-либо формулах решения проблемы «северных территорий» говорить рано. Скорее всего, разрубить этот гордиев узел можно только при наличии «политической воли» (иными словами, уступок), и такую волю одна из сторон в какой-то момент переговоров вполне может проявить (японцы, правда, очень надеются, что ее проявит именно Москва). В то же время что касается территориальных разногласий с Китаем, то здесь даже в теории о проявлении «политической воли» речь не идет. И Пекин, и Токио будут лишь усиливать националистическую риторику и играть военными мускулами, что вполне может привести к обострению двусторонних отношений.
Теги: Япония Новой Комэйто Си Цзиньпином Синдзо Абэ Владимир Павлов Переглядів: 1389