С мертвой точки
Нафта і газ 15.08.2013 10:14 Добыча газа увеличивается в основном за счет усиленной разработки шельфа. Работающие на суше компании пытаются не отстать, внедряя новые технологииЕсли в нефтяном секторе Украина неизбежно зависима от импорта — сырой нефти или переработанного бензина, то в газовой сфере попытки обрести независимость от российского газа в прошлом году приобрели некую конкретику.
После скандальной истории со строительством LNG-терминала и споров относительно добычи сланцевого газа в краткосрочной перспективе осталось два реальных способа обеспечить диверсификацию поставок топлива. Первый — реверс газа из Европы. Второй — разработка морского шельфа.
Реверс вызывает массу нареканий «Газпрома», не желающего терять гарантированный и энергоемкий рынок Украины из-за поставок на него дешевого, зачастую российского же газа — но через другие страны. Зато против освоения шельфа не может возразить никто, и поэтому Министерство энергетики и угольной промышленности, раньше говорившее о добыче углеводородов на шельфе постольку поскольку, сейчас считает это главным способом сократить закупку газа в РФ.
Первый результат — в конце 2013 года Крым сможет похвастаться полной независимостью от российского газового экспорта. «До конца этого года «Черноморнефтегаз», поставляющий весь добытый газ на нужды полуострова, нарастит его добычу до 1,85 млрд. кубических метров, чего хватит на все нужды АРК», — заявил заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз» Валерий Ясюк.
Компания активно наращивает добычу — если в 2011 году на шельфе было добыто чуть больше 1 млрд. кубометров, то в планах на 2015-й уже 3 млрд. куб. м. По оценкам НАК «Нафтогаз», потенциальные ресурсы шельфа превышают 3,5 триллиона кубометров, и в ближайшие пять-десять лет вполне реально существенно нарастить добычу. Особенно если начнется освоение глубоководной части территориальных вод.Добыча газаДобыча газа
Брать на шельфе
Единственная компания, которая сейчас работает на шельфе, — это «Черноморнефтегаз». Остальные — Vanco Prykerchenska Ltd. (Прикерченский участок) и ExxonMobil (Скифский участок) — осваивают шельф пока только теоретически. «Последние годы были потрачены на арбитражные разбирательства, а не на реализацию проекта. За исключением теоретических (бумажных) исследований Vanco Prykerchenska Ltd. еще не начинала фактическую разведку участка», — сообщили «Инвестгазете» в ДТЭК, который владеет акциями Vanco Prykerchenska. По данным компании, суммарные ресурсы углеводородов на Прикерченском участке могут достигать трех миллиардов баррелей в нефтяном эквиваленте, хотя пока это и не имеет фактического подтверждения.
Доля разведанных участков шельфа не превышает 4% от их общего количества. Кроме того, пока что осваивается исключительно «мелкая вода» — по данным НАК «Нафтогаз», существующее оборудование позволяет бурить на глубине не больше 120 м. «Выход на «глубокую воду» потребует принципиально иного сопровождения, включая контроль безопасности и меры по ликвидации возможных аварий. В Украине ничего подобного пока нет», — говорит заместитель председателя Экспертного совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский.
Но и в таких условиях «Черноморнефтегаз» активно наращивает добычу. В первую очередь — за счет освоения Одесского месторождения, расположенного в 155 км от крымского побережья, запасы которого оцениваются в 22 млрд. кубометров газа. Открыто оно было еще в конце 1980-х, однако промышленная добыча там началась только в 2012-м, когда на месторождении была установлена одна из «вышек» Бойко — плавучая буровая установка «Петр Годованец». Она и ее «сестра» — «Независимость» — в 2011 году стали фигурантами одного из самых громких коррупционных скандалов, после того как было обнаружено, что одна из них была куплена за $400 млн. не непосредственно у завода Keppel, а через посредника — британскую фирму Highway Investments Processing.
Несмотря на скандальную историю покупки, только «Петр Годованец» дал возможность «Черноморнефтегазу», не отвлекая остальные установки от освоения других месторождений, дополнительно добыть 200 млн. кубов топлива. «К концу 2013 года использование буровой позволит дополнительно добыть 500 млн. куб. м природного газа, а к концу 2014 года — 1,5 млрд. куб. м, что позволит сэкономить на закупках импортного топлива $600 млн. и окупит платформу за два года работы», — заявил Валерий Ясюк.
Сейчас «Черноморнефтегаз» работает над освоением Безымянного месторождения, запасы которого оцениваются в 3 млрд. кубометров газа. Кроме того, в «Нафтогазе» рассчитывают, что в ближайшие годы и другие компании начнут осваивать шельф — хотя бы в тандеме с «Черноморнефтегазом». По данным НАК, с целью привлечения инвестиций и внедрения технологий сейчас ведутся переговоры с RWE, ExxonMobil, Shell, Eni и даже «Газпромом». В целом, если разработка шельфа будет идти даже нынешними темпами, Украина скоро сможет стать лидером в Черноморском бассейне по добыче морского газа, потеснив Румынию, добывающую 4,9 млн. тонн в сутки. По прогнозу Валерия Ясюка, с нынешних 4 млн. тонн в сутки украинская добыча на шельфе уже к концу этого года должна вырасти до 6 млн. тонн.
Деньги в землю
Чуть хуже обстоят дела с наземной добычей. По данным НАК «Нафтогаз», за пять месяцев 2013 года два крупнейших добытчика газа в Украине незначительно сократили добычу — «Укргаздобыча» добыла 6,3 млрд. кубометров против 6,4 за аналогичный период прошлого года, а «Укрнафта» — 0,79 млрд. кубометров против 0,82.
Однако обе компании активно работали над увеличением добычи в будущем. Например, в сентябре «Укргаздобыча» совместно с компанией «Карпатыгаз» (Misen Energy) начала строить компрессорную станцию на Юльевском месторождении в Харьковской области и разрабатывать такой же проект для Хрестыщенского месторождения. Если компрессоры себя оправдают, то их можно будет массово внедрять на других месторождениях, что значительно увеличит добычу. Кроме того, в 2012 году «Укргаздобыча» пробурила первую поисковую скважину на Беляевском месторождении — бурение и испытание трех скважин планируется до 2015 года. «Укрнафта», в свою очередь, начала бурить новые скважины на Гадячском нефтяном месторождении, которые в перспективе позволят компании значительно нарастить добычу.
На этом фоне остаются практически незаметными объемы, добываемые частными компаниями. Однако увеличивают добычу и они. Например, в 2012 году активно наращивала потенциал добычи «КУБ-Газ» (принадлежит Kulczyk Oil). По данным журнала «Нефтерынок», в 2012 году компания пробурила восемь новых скважин, еще шесть планирует пробурить в текущем году. А объемы добычи газа выросли в четыре раза, превысив 700 тыс. кубометров в сутки. Большие планы и у Regal Petroleum («Смарт-Холдинг»), пытающейся стать крупнейшим добытчиком газа — по заявлениям руководства предприятия, через два-три года Regal Petroleum планирует ежегодно добывать более 1 млрд. кубометров. Впрочем, далеко не все небольшие газодобытчики могут похвастаться успехами. Например, «Полтавская газонефтяная компания» (ПГНК) в 2012 году потеряла лидерство среди частных газодобытчиков, уменьшив добычу на 15% — до 300 млн. кубических метров.
Несмотря на множественные возражения экологов, в 2012 году разговоры о добыче сланцевого газа трансформировались в конкретные решения. В апреле 2012 года правительство провело конкурсы на два участка: Юзовскую площадь (Харьковская и Донецкая области) и Олесскую площадь (Львовская и Ивано-Франковская области), которые соответственно выиграли Shell и Chevron. Через месяц итальянская компания Eni, не сумевшая выиграть конкурс, завершила приобретение ООО «Захидгазинвест», которое имеет лицензии на добычу сланцевого газа во Львовской области. До конца нынешнего года или в начале 2014-го компании должны начать разведочное бурение (как правило, это пять-шесть оценочных скважин).
Новое топливо
Параллельно с ростом добычи природного газа (метана) растет спрос на сжиженный попутный нефтяной газ (пропан-бутан). Последний широко используется в качестве автомобильного топлива — его популярности способствуют высокие цены на бензин. При этом, по данным Минэнергоугля, за четыре месяца этого года из-за остановки Лисичанского НПЗ производство сжиженного газа уменьшилось на 18% — до 174 тыс. тонн. Соответственно, импорт за пять месяцев, по данным OilNews, вырос практически на треть, до 114 тыс. тонн.
Привлеченные развивающимся рынком наращивают производство попутного нефтяного газа «Укргаздобыча» и «Укрнафта». Кроме того, на этот рынок хочет выйти «Черноморнефтегаз». Как рассказал «Инвестгазете» начальник управления подземного хранения газа «Черноморнефтегаза» Олег Гринь, уже разработано ТЭО и сейчас идет комплектация завода по переработке газа и выпуску пропан-бутана. В конце года его начнут строить, а в 2015-м завод станет выпускать пропан-бутан и сжиженный природный газ — при переработке 1 млрд. кубометров природного газа в год планируется выпускать примерно 50 тыс. и 18 тыс. тонн соответственно.
Однако больше всего планов на этот рынок у группы ВЕТЭК, которая объявила о том, что планирует до 2014 года занять до 30% украинского рынка. Сейчас компания уже продает газ через 30 собственных и 50 партнерских АГЗС в Украине и 170 собственных АГЗС (под брендом Sparschwein) в Германии.
Теги: Газ Нафтогаз ExxonMobil Черноморнефтегаз LNG-терминал Vanco Prykerchenska Ltd Валерий Ясюк Переглядів: 1187