Неорганический рост. Компании создают рынок экопродуктов питания
Харчова 09.09.2013 08:59 В Украине начал формироваться рынок органических продуктов питания, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Неорганический рост. Благодаря принятому на прошлой неделе профильному закону теперь далеко не все производители смогут называть свою продукцию органической. Однако пока этого мало, отмечают участники рынка. Спрос на эту продукцию практически отсутствует, а финансирование проектов осуществляется за счет собственных средств, что делает продукцию очень дорогой.В Украине растет интерес к формирующемуся рынку органических продуктов питания — в минувший четверг круглый стол, организованный швейцарским исследовательским институтом органического сельского хозяйства FIBL и союзом украинских производителей органической продукции "Органическая Украина", посетили специалисты ведущих розничных сетей: Fozzy Group, Auchan, "Фуршет", Metro C&C, Novus, "Таврия-В".
Представители швейцарского института рассказали, что рынок этих продуктов в мире очень быстро развивается. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), в 2000-2012 годах мировой рынок экологических продуктов вырос с $18 млрд до $65-67 млрд. Это, к примеру, позволило американской компании Whole Food c 2003 по 2012 год нарастить выручку с $3 млрд до $12 млрд. В Швейцарии эту продукцию реализуют главным образом через обычные розничные сети, а не специализированные магазины. Это позволяет использовать экологические мотивы в маркетинговом продвижении бизнеса.
На экологических настроях покупателей стараются заработать и в Украине. Однако до сих пор органическим без каких-либо последствий можно было назвать фактически любой продукт. Ситуация изменилась после того, как на прошлой неделе был принят закон "О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья". Документ определяет, что производить органические продукты и сырье смогут только компании и физические лица, прошедшие сертификацию и внесенные в специальный реестр. Впрочем, ответственность за нарушение закона пока не предусмотрена.
По данным сертификационной компании "Органик стандарт", первые экологические продукты украинского производства появились в 2008-2010 годах. В 2011 году они попали на полки розничных сетей. Объем продаж с 2008 по 2011 год вырос с 600 тыс. до 5,1 млн евро. Однако, по словам начальника управления товаров с непродолжительным сроком хранения Metro C&C в Украине Вадима Завадского, очень ограниченное количество украинских производителей может выпускать продукцию, которая бы соответствовала международным стандартам, принятым в его компании.
Сейчас в Украине работают 104 сельхозпредприятия, сертифицированных в соответствии с международными стандартами производства органической продукции. Площадь земли для органического земледелия составляет 278 тыс. га, или 0,7% площади сельхозземель Украины. В основном они выращивают зерновые, зернобобовые и масличные культуры. Но основная часть этой продукции идет на экспорт, так как из-за дороговизны на нее нет спроса в Украине. Даже на развитых рынках экопродукция дороже: в США — в среднем на 20%, в Европе — на 10-50%, в России — на 50%. А в Украине — в 1,5-3 раза. "У нас органический продукт — это фактически то же, что и премиум",— говорит директор по закупкам сети "Фуршет" Павел Шибаев.
Причиной дороговизны продуктов могут быть небольшие объемы производства и отсутствие кредитных ресурсов для развития этого направления. "Сейчас практически весь бизнес органической продукции развивается за счет собственных средств, отмечает глава наблюдательного совета "ЭтноПродукта" (производитель экопродукции) Олег Жуковский.— Выращивание и переработка органической продукции предусматривает большие риски, а потому кредиты можно взять только под 25% годовых",— поясняет он. При этом рентабельность бизнеса не так уж велика. "У нас она 5-7%, но мы планируем достичь 20% в ближайшие несколько лет за счет налаживания производства собственной переработки молока и других продуктов",— говорит господин Жуковский.
И все же розничные сети заинтересованы в появлении большего количества органической продукции. "Наша сеть заинтересована в расширении ассортимента органических продуктов питания, так как это один из трендов рынка. При условии, что украинские производители будут в состоянии обеспечить поставки таких продуктов в национальном масштабе, соблюдая при этом высочайшие международные стандарты качества и безопасности продукции",— отметил господин Завадский.
Теги: Auchan Фуршет Fozzy Group Таврия-В NOVUS Metro C&C Переглядів: 2404