Обменная карта. ПриватБанк покупает валюту через терминалы самообслуживания
Банки 13.09.2013 08:10 В ПриватБанке нашли способ проведения валютообменных операций без участия сотрудников учреждения, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Обменная карта. Держатели платежных карт банка теперь могут обменивать наличную иностранную валюту на безналичную гривну в 7,2 тыс. терминалов самообслуживания. Участники рынка говорят, что такие операции не несут значительных рисков, но развитие этой услуги ограничено незначительным количеством терминалов и невозможностью зачислять средства на карты других банков, а также покупать безналичную валюту за гривну.Стратегия ПриватБанка по массовому переводу клиентов на использование платежной карты как средства идентификации позволила учреждению перейти к предоставлению услуг без участия своих сотрудников. Теперь клиенты банка смогут проводить валютообменные операции через терминалы самообслуживания, сообщили вчера в ПриватБанке. Это не только позволяет избежать процедуры предоставления и копирования паспорта (данные о владельце карты авторизуются в момент совершения операции), но и дает возможность продавать валюту круглосуточно — даже когда кассы банка закрыты. Терминалы с функцией cash-in смогут принимать банкноты долларов и евро любых номиналов, их гривневый эквивалент будет сразу зачисляться на текущий или карточный счет клиента. Обмен валют осуществляется по курсу банка. Услуга сейчас доступна в 7,2 тыс. терминалов, до конца года их будет 10 тыс. У клиентов ПриватБанка на 1 июля было 24,3 млн "активных" карт.
Обмен национальной валюты на доллары и евро банк не позволяет. "Обратные операции терминал не проводит. В будущем, возможно, будет предоставляться услуга пополнения валютой валютных карт для иностранных граждан. Пока такой сервис не пользуется спросом",— говорит пресс-секретарь ПриватБанка Олег Серга. Вопрос безопасности решен следующим образом: купюроприемник проверяет валюту и возвращает обратно фальшивые банкноты. "В среднем техника по распознаванию фальшивых купюр работает лучше, чем кассир с детектором",— объясняет начальник управления по развитию транзакционного бизнеса ПУМБ Владимир Белоус.
Банкиры, которые хотели бы запустить аналогичный сервис, сетуют на невозможность выдачи через такие терминалы наличных средств. А внедрить такую услугу в банкоматах с функцией cash-in, которые могут принимать и выдавать наличные средства, не позволяют ни законодательство, ни технические возможности. "Банкомат не может обменять $100 на 815,5 грн — монеты он не выдает, а самая мелкая купюра в банкомате — это 5 грн",— говорит господин Белоус. Зачисление денег на счет клиента остается единственной возможностью обменять валюту на гривну, например, ночью. "Важно, чтобы зачисление происходило мгновенно на карты любых платежных систем и банков-эмитентов. В противном случае удобство услуги для клиента будет сомнительным,— отмечает директор департамента организации терминального бизнеса Банка Национальный кредит Дмитрий Гриша.— Кроме того, не до конца понятна правовая позиция таких операций. "Инструкция о порядке организации и осуществления валютообменных операций" освобождает клиента от предъявления удостоверения личности, если операция осуществляется в терминале банка или финансового учреждения. Но она не содержит однозначных правил проведения операций и не уточняет требования по идентификации клиента".
Определенные риски от внедрения услуги могут нести и банк, и клиенты. "Клиент может ошибиться при вводе номера карты, на которую нужно зачислить средства,— говорит Дмитрий Гриша.— А знание того, что купюроприемники терминалов могут содержать валюту, возможно, увеличит интерес к ним со стороны мошенников".
Предоставлять такую услугу рентабельно лишь банкам с большой клиентской базой и развитой терминальной сетью. Пока, по данным НБУ, общее количество терминалов самообслуживания в Украине составляет всего 29,7 тыс. Кроме того, во многих учреждениях не намерены выдавать карты всем клиентам. "Далеко не каждая услуга требует того, чтобы человек обязательно становился клиентом банка и получал его карту, а временные затраты при этом очень большие",— отмечает заместитель председателя правления одного из банков.
Владимир Белоус объясняет, что главным сдерживающим фактором развития услуги в каналах самообслуживания является необходимость подтверждать валютообменные операции копией паспорта клиента с его подписью: "Кроме того, НБУ требует, чтобы в течение дня курсы валют во всех подразделениях банка были одинаковы и не менялись. Пока он не изменит требования к этим операциям, сервис в удаленных каналах не будет развиваться".
Теги: ПриватБанк Переглядів: 2152