Сделано на экспорт
Ринки 03.10.2013 17:16 В 2012 году машиностроительные компании сумели сохранить темпы производства. Дальнейшее будущее отрасли почти полностью будет зависеть от конъюнктуры экспортаНа долю общего машиностроения приходится около 8% валового внутреннего продукта Украины. Это автомобильное, транспортное, тяжелое машиностроение, станкоинструментальная промышленность и электротехника.
С начала нулевых украинское машиностроение развивалось стабильно высокими темпами с позитивной динамикой. Самые большие объемы производства товарной продукции были зафиксированы в 2008 году — почти 64 млрд. грн. Экспорт машиностроительной продукции составлял 27 млрд. грн. Кризис негативно отразился на отрасли — в 2009-м объемы производства снизились на 58%. Особенно это коснулось автомобилестроения, тяжелого и транспортного машиностроения, удельный вес которых — наибольший в структуре продукции отрасли. Но уже к началу прошлого года отрасль продемонстрировала хоть и небольшой, но все-таки рост.
70,3 млрд.грн составила выручка крупнейших предприятий машиностроения в 2012 году.
Эксперты отмечают достаточно высокую конкурентоспособность продукции, производимой украинскими машиностроителями. Особенно высокую динамику развития показывает транспортный сектор: +280% по отношению к 2011 году. Не в последнюю очередь благодаря техническому перевооружению транспортного машиностроения. Аналогично поступают и предприятия тяжелого машиностроения — НКМЗ, СКМЗ, «Азовмаш», где на техперевооружение направляются крупные собственные инвестиции.
Если посмотреть статистику инвестиций, то в машиностроительной отрасли капитальные вложения росли на 10-20% в год. Если в 2010-м эта сумма составляла 4,4 млрд. грн., то в 2011-м — уже 5,9 млрд. грн. (+20%), а в прошлом году суммарные инвестиции в развитие отечественного машиностроения составили 6,8 млрд. грн. (+11%). Впрочем, это немного: к примеру, по программе развития машиностроения только госинвестиции в развитие отрасли должны были составить 18 млрд. грн., которые предприятия отрасли так и не получили.
Среди ключевых игроков наблюдалась следующая динамика: выросла реализация в авиастроении и энергетическом машиностроении: «Мотор Сич» продемонстрировал рост на 22,9%, ГП «Антонов» — на 2,8%, «Запорожтрансформатор» — на 21%, Сумское НПО им. Фрунзе — на 19%, «Зоря»-«Машпроект» — на 12%. В секторе машиностроения для горнодобывающей и металлургической промышленности динамика была смешанной: например, Новокраматорский машзавод снизил реализацию на 16,5%, а холдинг «Горные машины» увеличил выручку на 36,6%.
У вагоностроителей результаты также были разнонаправленными: Крюковский ВСЗ увеличил реализацию на 17,3%, Лугансктепловоз — на 15%, «Азовмаш» — сохранил на уровне прошлого года, а Стахановский ВСЗ и «Днепровагонмаш» снизили выручку на 14%. Крупнейший производитель бытовой техники группа «НОРД» о результатах за 2012 год не сообщала, но производство такой техники в Украине в целом выросло на 0,9%. В автомобилестроении наблюдался спад: ЗАЗ снизил доход на 7%, а «Богдан Моторс» — на 15%.
В целом производство машиностроительной продукции в натуральном выражении в 2012 году снизилось на 3,3%. Но с учетом роста цен на эту продукцию реализация в целом по отрасли выросла на 2,8%.
Окно в мир
Отдельно стоит отметить увеличение в 2012 году экспорта машинотехнической продукции — на 5,2% машин и оборудования и на 25,4% — транспортных средств. Причем произошло это на фоне роста экспорта в целом лишь на 1,9% год к году. В целом машин, оборудования и механизмов Украина экспортировала на $6,4 млрд., а импортировала на $12 млрд. Другими словами, по машинам, оборудованию и транспортным средствам отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины составило $7,2 млрд.
Самые высокие экспортные показатели у вагоностроения — 80% и авиастроения (91% у «Мотор Сич» и практически вся продукция ГП «Антонов»). В автомобилестроении объем экспорта снизился с 40% в 2011 году до 30% в 2012-м из-за введения утилизационного сбора в России. Напротив, спрос на продукцию «Мотор Сичи», по прогнозу предприятия, увеличится, причем преимущественно за счет России, куда, наряду с Китаем и Индией, в основном поставляются запорожские двигатели. Сумское НПО им. Фрунзе является одним из двух крупнейших поставщиков «Газпрома» с долей в закупках последнего на уровне 15-40%. «Зоря»-«Машпроект» поставляет продукцию в Россию и Китай, включая такие стратегические образцы, как двигатели для военных кораблей. Предприятие полностью загружено заказами на 2013 год. «Запорожтрансформатор» 76% продукции отгружает на экспорт — продукция предприятия котируется в СНГ и ряде азиатских стран, при этом активно развивается южноамериканское направление. Среди крупнейших производителей машиностроительной продукции выделяется холдинг «Горные машины», объединяющий машиностроительные активы группы «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ, Донецк), который только 17% продукции направляет на экспорт. Однако и он планирует увеличить этот показатель до 25% в 2013 году и до 40% к 2016-му.
Успешно ведет свой бизнес и харьковский «Турбоатом» — производитель турбин для электростанций, который, вероятно, в декабре текущего года «уйдет с молотка». Претендовать на предприятие скорее всего будут российские компании. И неудивительно, ведь это выгодный актив. В 2006 году выручка «Турбоатома» составила 300 млн. грн., а к 2011 году выросла до 1,3 млрд. грн. «За последние годы мы не проиграли ни одного тендера благодаря очень конкурентному соотношению цена-качество. Это позволяет экспортировать до 75% нашей продукции», — говорит генеральный директор «Турбоатома» Виктор Суботин. В то же время у компании достаточно много конкурентов с мировым весом, таких как Alstom и Siemens, «Силовые машины» или Шанхайский турбинный завод. Что, тем не менее, не мешает компании успешно обходить их за счет конкурентных цен.
К началу прошлого года отрасльпродемонстрировала хоть и небольшой,
но все-таки рост
Экспортный потенциал украинских машиностроителей связан с историческим влиянием в регионе СНГ, в частности в вагоностроении, где половина производственных мощностей СССР была размещена в Украине, а самый большой спрос был в России. К таким же историческим связям можно отнести торговые отношения СМНПО им. Фрунзе, «Запорожтрансформатора», «Мотор Сичи», НКМЗ, «Зори»-«Машпроекта» и ГП «Антонов» со своими заказчиками в странах СНГ. «Спрос на эту продукцию остается стабильным в странах Содружества, постепенно открываются новые рынки, такие как Индия, Китай, ЕС, страны Латинской Америки. Главным образом там покупают продукцию энергетического машиностроения (турбины, компрессоры, генераторы, трансформаторы), авиадвигатели, космическую и военную технику, вагоны и кабельную продукцию», — говорит руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. Добавляя, что из этого правила существуют как минимум два исключения: плохой спрос на продукцию автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. По мнению Паращия, по причине низкого качества продукции.
А вот «Горные машины» решили «далеко не ходить» и подписали с вертикально интегрированным энергохолдингом ДТЭК (оба входят в СКМ Рината Ахметова) соглашение о стратегическом альянсе, предусматривающее гарантированные объемы закупки горного оборудования и формульную систему ценообразования на него. «Горные машины» берут на себя ряд обязательств, которые не предусмотрены обычными контрактами, например поставку оборудования в более сжатые сроки. В свою очередь, группа получает определенную долю в закупках ДТЭК и формульное ценообразование», — объясняет гендиректор «Горных машин» Евгений Ромащин.
Риски машиностроителей
Несмотря на обнадеживающие результаты 2012-го, по итогам пяти месяцев 2013 года падение в производстве машиностроительной продукции составило 14%. Наибольший спад наблюдается в производстве оборудования энергетического направления — 37,7%, особенно в части электрораспределительной и контрольной техники (-54,6%) по причине снижения экспорта данной продукции. На 57,4% из-за проблем с Россией упало автомобилестроение и на 33,2% — вагоностроение, даже с учетом локомотивов. Однако ситуация может исправиться благодаря крупным сделкам, например таким, как поставка энергооборудования «Зорей»-«Машпроектом» Китайской национальной морской нефтяной корпорации. Или тому факту, что с приходом нового менеджмента многие предприятия отрасли заметно нарастили пакет заказов: например ГП «Электротяжмаш» рассчитывает получить в этом году выручку в 2 млрд. грн., за год нарастив сумму заключенных контрактов более чем втрое. Кроме того, на отечественном автомобилестроении должно позитивно отразиться повышение пошлин на импорт и введение утилизационного сбора, от которого освобождены отечественные авто.
Алексей Андрейченко, старший аналитик ИК «АРТ Капитал», считает, что основной риск для машиностроительной отрасли заключается в снижении спроса со стороны основного внешнеэкономического партнера в этом секторе — России. «В условиях стагнации российской экономики возможно снижение закупок вагонов, локомотивов, самолетов, судов, автомобилей, двигателей, металлургического и горнодобывающего оборудования», — отмечает он. Также, по его мнению, важны перспективы спроса на украинскую машиностроительную продукцию в Европе и в Азии. Причем в последнем случае одним из ключевых факторов будет темп роста китайской экономики, ведь с этим показателем так или иначе связаны многие заказы в металлургической и добывающей отраслях, а также в двигателестроении и производстве трансформаторов.
Перспективные возможности связаны и с увеличением поставок украинской продукции в Южную Америку, где активно продвигается продукция энергетического машиностроения и авиастроения. Поддержка — в основном в виде госзаказа — также декларируется для производителей самолетов, пассажирских поездов, электровозов, автобусов и троллейбусов, сельхозтехники. «Возможности украинского правительства по обеспечению локального спроса на эти виды продукции пока трудно определить из-за неопределенности с бюджетом на 2013 год, который был основан на завышенных показателях роста ВВП», — говорит Андрейченко, добавляя, что пока инициативы правительства остаются декларативными. По его мнению, рост спроса без использования бюджетных средств можно ожидать разве что в энергогенерации, где проводятся программы модернизации производственных мощностей, в сфере добычи угля и в портовом хозяйстве.
Руководитель департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites (юруслуги, консалтинг) Евгений Тимошенко отмечает, что, с одной стороны, машиностроение является одним из тех секторов, который по украинским меркам производит наиболее высокую добавленную стоимость, с другой — является существенным потребителем других важных отраслей экономики: добычи полезных ископаемых, металлургии, транспортной отрасли. Одновременно он выделяет такие угрозы, как старение кадров, технологическое отставание по ряду позиций, дороговизну энергоносителей и конкуренцию со стороны стран с дешевой рабочей силой. «Многие вопросы помогло бы решить точечное стимулирование перспективных направлений и отдельных предприятий: в виде льгот, беспроцентных кредитов, экспортного финансирования», — считает Тимошенко.
По экспертным оценкам, для успешного развития отрасли ей необходимо уделять повышенное внимание, чтобы вывести с нынешнего уровня 10-12% на уровень 20-25% ВВП, как в развитых странах. Например, Китай, у которого сейчас на долю машиностроения приходится около 15% ВВП, в 2013-2015 годах планирует увеличить инвестиции в исследования и разработки более чем вдвое. Предполагается, что эти затраты к 2015 году составят 2% ВВП Китая (более 210 млрд. евро), причем до 80% этой суммы придется именно на машиностроение — в планах Пекина не только уменьшить зависимость от импорта, но и нарастить экспорт. К примеру, КНР, и так являющаяся крупнейшим в мире производителем станков, по госпрограмме развития станкостроительного экспорта планирует увеличить его объем до $4 млрд. к 2015 году — это в восемь раз больше, чем в 2010-м.
Пока даже без господдержки отечественное машиностроение продолжает «держать марку» и оставаться одним из двигателей украинской экономики. Однако отсутствие средств на модернизацию и проблемы с экспортом на традиционных рынках не дают сектору развиваться в полную мощность.
|
Производство оборудования |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Текущие обязательства |
Коэффициент общей ликвидности |
|||
2012, млн. грн. |
2012, рост, % |
2012, млн. грн. |
2011, млн. грн. |
2012, |
2012, рост, % |
|||
1 |
Запорожтрансформатор |
3948 |
9,95 |
947 |
913 |
2854 |
14,24 |
0,75 |
2 |
Сумское машиностроительное НПО им. Н.В. Фрунзе |
3249 |
18,71 |
239 |
0 |
2604 |
31,15 |
1,32 |
3 |
Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект» |
2979 |
12,31 |
89 |
175 |
2867 |
18,36 |
1,34 |
4 |
Новокраматорский машиностроительный з-д |
2373 |
-13,87 |
77 |
171 |
719 |
56,11 |
3,83 |
5 |
Электротяжмаш |
1451 |
34,01 |
50 |
38 |
846 |
39,43 |
1,33 |
6 |
Турбоатом |
1297 |
2,29 |
309 |
427 |
1587 |
96,02 |
1,68 |
7 |
Энергомашспецсталь |
1205 |
-7,18 |
1 |
32 |
1006 |
53,87 |
0,86 |
8 |
Джейбил Сьоркит Юкрейн Лимитед |
1103 |
14,24 |
16 |
30 |
228 |
4,18 |
1,01 |
9 |
Сумской з-д насосного и энергетического машиностроения «Насосэнергомаш» |
990 |
-3,16 |
69 |
94 |
552 |
-23,81 |
1,03 |
10 |
Южкабель |
950 |
-12,91 |
37 |
79 |
75 |
-29,34 |
4,10 |
|
Строительство и ремонт подвижного состава для ж/д |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Текущие обязательства |
Коэффициент общей ликвидности |
|||
2012, |
2012, рост, % |
2012, |
2011, |
2012, |
2012, рост, % |
|||
1 |
Азовмаш |
10 256 |
-0,21 |
-47 |
702 |
3610 |
-11,82 |
0,55 |
2 |
Крюковский вагоностроительный з-д |
7216 |
15,71 |
782 |
639 |
859 |
42,24 |
3,51 |
3 |
Промышленная комплектация |
4211 |
-33,00 |
1862 |
2283 |
233 |
-41,12 |
0,88 |
4 |
Азовэлектросталь |
4064 |
23,56 |
799 |
623 |
2263 |
-3,87 |
0,82 |
5 |
Днепровагонмаш |
3911 |
-13,43 |
822 |
807 |
339 |
-44,10 |
5,02 |
6 |
Стахановский вагоностроительный з-д |
2940 |
-15,94 |
5 |
160 |
842 |
-38,08 |
1,74 |
7 |
Лугансктепловоз |
1731 |
0,41 |
39 |
15 |
848 |
41,59 |
0,91 |
8 |
Украинский государственный центр по эксплуатации специализированных вагонов |
1527 |
88,05 |
4 |
9 |
180 |
38,67 |
2,83 |
9 |
Попаснянский вагоноремонтный з-д |
1435 |
-0,90 |
16 |
21 |
440 |
-39,94 |
0,81 |
10 |
Полтавхиммаш |
1273 |
70,49 |
125 |
93 |
97 |
91,82 |
2,48 |
|
Аэрокосмическая промышленность |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
Текущие обязательства |
Коэффициент общей ликвидности |
|||
2012, |
2012, рост, % |
2012, |
2011, |
2012, |
2012, рост, % |
|||
1 |
Мотор Сич |
7928 |
36,87 |
1619 |
1344 |
2581 |
5,54 |
2,72 |
2 |
Антонов |
3221 |
2,89 |
39 |
193 |
1025 |
-23,11 |
3,81 |
3 |
Южный машиностроительный з-д им. О. М. Макарова * |
888 |
-34,86 |
-32 |
4 |
2432 |
-12,05 |
1,03 |
4 |
З-д 410 ЦА |
583 |
60,99 |
1 |
-90 |
393 |
-10,09 |
0,71 |
5 |
Харьковский машиностроительный з-д ФЕД |
453 |
2,35 |
34 |
20 |
100 |
41,16 |
2,07 |
Теги: Днепровагонмаш Стахановский ВСЗ Крюковский ВСЗ Переглядів: 1475