Утилизационный спор. ЕС встретится с Россией в суде ВТО

Ринки 11.10.2013    08:49 Россия стала участником первого торгового спора в рамках ВТО, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Утилизационный спор. Причиной конфликта стал утилизационный сбор на импортные автомобили, введенный с целью компенсировать снижение пошлин на импорт автомобилей после вступления РФ в ВТО. Россия обещает ЕС распространить уплату сбора на отечественные автозаводы. Но претензии ЕС шире — они касаются не только дискриминационного характера сбора, но и его высокого размера. Москва уже готовит ответ Брюсселю, планируя опротестовать в ВТО антидемпинговые пошлины ЕС против металлургической продукции и удобрений.

Европейский союз официально потребовал от ВТО создать специальную группу экспертов-арбитров, которая начнет разбирательство о соответствии нормам организации российского утилизационного сбора на импортные автомобили. Рассмотрение запроса назначено на 22 октября. Россия может один раз воспользоваться правом вето и остановить процесс. В пресс-релизе Еврокомиссии говорится, что в таком случае ЕС повторно потребует созыва арбитражной группы. Напомним, в качестве третьей страны к этому спору присоединились Украина, США, Китай и Турция.

Это первый торговый спор, инициированный против России в рамках ВТО. Однако уже в ближайшее время не исключены и новые обращения. Еще в ноябре 2012 года на заседании совета ВТО по торговле представители ЕС выразили недовольство рядом применяемых Россией "протекционистских мер", в частности приостановкой импорта живых животных. Недовольство ЕС вызывает и объемы поддержки российской нефтяной отрасли при освоении новых месторождений. В апреле 2013 года США направили Москве официальное уведомление с 29 вопросами, касающимися деятельности Таможенного союза. Сообщалось, что в дальнейшем может последовать обращение в ВТО.

Еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт заявил, что ЕС "использовал все пути, чтобы найти взаимоприемлемое соглашение с Россией", но сбор "продолжает подрывать экспорт в ключевой для европейской экономики области". По оценкам ЕС, объем импорта европейских автомобилей в Россию в денежном выражении составляет около 10 млрд евро в год. Общий объем поступлений в бюджет РФ от сбора правительство оценивало в 1,3 млрд евро в год.

Россия уже начала процесс уравнивания положения импортеров и отечественных производителей: 8 октября государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который обяжет платить сбор и российские автозаводы. Первый зампред комитета госдумы по промышленности Владимир Гутенев пояснил, что второе и третье чтения законопроекта могут пройти "в течение двух недель". По данным источников "Ъ", в силу он вступит с 2014 года.

Однако пресс-секретарь Еврокомиссии Джон Клэнси заявил, что введение новых правил "не приведет к автоматическому закрытию разбирательства". Директор департамента торговых переговоров минэкономики РФ Максим Медведков пояснил, что ЕС интересует не только выравнивание условий оплаты сбора. Он хочет убедиться и в том, чтобы сбор был распространен не только на российских производителей, но и на импортеров из Таможенного союза. Также ЕС настаивает, что ставки на новые и подержанные автомобили не должны резко различаться, поскольку возраст автомобиля не связан со стоимостью его утилизации. Сейчас ставки на старые автомобили выше примерно в шесть раз. Кроме того, ЕС считает, что ставки на грузовики тоже не должны быть существенно выше, чем на легковые автомобили, и расчет их исходя из объема двигателя необъективен.

Источники "Ъ" отмечают, что "ЕС может настаивать на общем снижении ставок сбора, поскольку считает поступления от него слишком большими для создания сети утилизации в России и объясняет их уровень компенсацией снизившихся при вступлении в ВТО импортных пошлин на машины". Кроме того, до ЕС "вполне могли дойти разговоры о том, что РФ планирует компенсировать уплату сбора отечественным автозаводам".

Москва, со своей стороны, уже готовит инструменты давления на ЕС. На прошлой неделе президент Владимир Путин заявил, что поручил правительству "запустить в рамках ВТО процедуры защиты интересов российских производителей на зарубежных рынках". По словам господина Медведкова, Россия может оспорить в ВТО антидемпинговые пошлины ЕС на ввоз российских товаров, в цене которых высока стоимость энергии — металлургической продукции и удобрений.

По оценкам экспертов, шансы ЕС на выигрыш торгового спора с Россией очень велики. "Очевидно, что мы нарушили базовые правила ВТО и де-факто это признали, к тому же, по оценкам ЕС, сбор наносит ему многомиллиардные убытки в год",— признает профессор Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. По его мнению, причиной перевода спора в арбитраж ВТО эксперт считает опасения ЕС, "что принимаемый сейчас закон может сохранить часть дискриминационных условий". По оценкам Алексея Портанского, "не исключено, что Россию обяжут полностью устранить дискриминацию", иначе панель арбитров может вынести решение о компенсационных мерах, чтобы возместить убытки — обычно это повышенные таможенные пошлины на российские товары.

Действия ЕС могут иметь продолжение и в отношении Украины. Напомним, аналогичный законопроект о введении экологического налога был принят Верховной радой 4 июля и вступил в силу с 1 сентября. Отечественные производители освобождены от его уплаты под гарантии создания утилизационных мощностей. Этот сбор в ЕС называют одним из препятствий подписания в ноябре соглашения об ассоциации и также допускают возможность его оспаривания в органах ВТО. "Скорее всего, этот вопрос будет также поднят в органах ВТО, если Киев не откажется от такой дискриминации. При этом наша позиция выглядит даже слабее российской, поскольку в споре ЕС и России мы поддерживаем позицию европейцев, однако проводим аналогичную дискриминацию на своем рынке",— пояснил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Теги:   Россия ЕС ВТО Карел де Гюхт Джон Клэнси Переглядів:   1076

Читайте також:

22.12

Пасажиропотік через кордон за тиждень зріс на 28% - Держприкордонслужба

22.12

Продуктивність праці в США зросла на 2,2%, вартість робочої сили - на 0,8%

22.12

27 грудня розпочнеться будівництво залізниці Китай-Киргизія-Узбекистан