Нил Маккиннон: В последний момент

Думки 18.10.2013    11:06
Конгресс и на этот раз решил не отступать от своих «принципов» – обе палаты буквально в последний момент проголосовали за завершение приостановки работы правительства и повышение лимита госдолга. Около полуночи (по Вашингтону) президент Обама подписал закон о бюджете. По сути, республиканцы признали «безоговорочное поражение», поскольку Обама получил в итоге что хотел. Законопроект о реформе здравоохранения (программа Obamacare), который был принят Конгрессом еще в 2010 году, в целом затронут не был. Кроме того финансовые рынки успокоены тем, что достижение соглашения поможет предотвратить рецессию, и что технического дефолта удалось избежать. Большинство экономических оценков предполагает, что временная приостановка правительства стоила американцам около 0.5% ВВП за текущий квартал, и большая часть этих средств вернется обратно, как только госслужащие возобновят работу и получат свои зарплаты. В результате реальные темпы роста ВВП могут достигнуть 2.0% в годовом сопоставлении, однако такой показатель по-прежнему близок к тому, что многие экономисты называют «критической отметкой, ниже которой резко возрастает вероятность рецессии» (stall speed).

Однако достигнутое соглашение – лишь отсрочка, и его смело можно назвать половинчатым, поскольку финансирование правительства будет осуществляться только до 15 января, а Казначейство сможет нормально занимать средства только до 7 февраля. Январский крайний срок совпадает со следующим этапом секвестра бюджета – что являлось основным источником разногласий между республиканцами и демократами. Республиканцы выступали за сокращение расходов за счет сокращения бюджета (который и так фактически находится на самом низком уровне за период после Второй мировой войны). Демократы, напротив, хотели избежать дальнейших сокращений.

В последние два года темпы роста госрасходов (в реальном выражении) фактически были отрицательными – в противоположность мнению о том, что Обама руководствовался в своих действиях кейнсианской моделью стимулирования спроса. Это объясняет, почему рост номинального ВВП составляет 3.0% против 5.0–5.5%, преобладавших до финансового кризиса. Таким образом, существует опасность, что соглашение всего лишь обеспечило временную передышку накануне очередного повторения бюджетного тупика в Вашингтоне. Несомненно, республиканцы вышли из этой ситуации с потерями для своей политической репутации, что может удержать их от продвижения «жесткого» подхода. В ноябре 2014 пройдут промежуточные выборы в Конгресс – в это время будут переизбираться все члены Палаты представителей и 35 человек – из Сената (всего 100 членов).

Бюджетные войны в Конгрессе дорого обходятся и с экономической и политической точек зрения. В докладе «The Cost of Crisis-Driven Fiscal Policy» подготовленный для Peterson Foundation исследовательским агентством Macroeconomic Advisers, отмечается, что нынешняя бюджетная политика является неустойчивой, а потенциальные дефициты и растущий долг, обусловленный «обязательными» расходами на социальные нужды для стареющего населения, представляют угрозу для американской экономики. Утверждается также, что неопределенность фискальной политики привела к сокращению роста ВВП США примерно на 0.3 пп в г од и у величению безработицы на 0.6 пп, что эквивалентно 900 000 потерянных рабочих мест.

Еще одна цена, которую США, возможно, придется заплатить – это потенциальная утрата доверия иностранных инвесторов к экономической политике страны. В этом году мы стали свидетелями того, как неопределенность монетарной и бюджетной политики создала ненужную волатильность в мировой экономике и на финансовых рынках. Постоянные колебания ФРС в отношении сворачивания программы ежемесячных закупок облигаций усилили волатильность процентных ставок и привели к волатильности на фондовых и валютных рынках развивающихся экономик. Неопределенность бюджетной политики и три бюджетных кризиса за последние три года могут ослабить позиции американского доллара как ведущей резервной валюты и привести к отходу инвесторов от американского доллара и американских долговых обязательств. Примечательно, что завершение нынешнего бюджетного кризиса не привело к росту индекса доллара. Главные зарубежные кредиторы Америки – Китай и Япония – вполне могут начать «деамериканизацию» своих вложений, сократив объем покупки долга Соединенных Штатов. Правда, согласно последним данным, в 3к13 международные резервы Китая выросли на 163 млрд долл., до 3.7 трлн долл., и часть этой суммы наверняка окажется на долговом рынке США (хотя сегодня утром китайское рейтинговое агентство Dagong понизило американские кредитные рейтинги). За время пребывания на президентском посту Барака Обамы федеральное правительство сделало больше новых долгов, чем за все время с начала президентства Джорджа Вашингтона до вступления в должность Билла Клинтона. Десять самых значительных месячных дефицитов бюджета пришлись на период с февраля 2009.

На наш взгляд, возвращение ФРС на более мягкие позиции представляет опасность для финансовой стабильности, а «нормализация» монетарной политики в любом случае неизбежна. Каков тогда должен быть следующей шаг ФРС? Авторы вышедшей вчера «Бежевой книги», данные которой будут обсуждаться на ближайшем заседании Комитета ФРС по операциям на открытом рынке (FOMC) 29–30 октября, характеризуют темпы восстановления экономической активности в США в сентябре – начале октября как «скромные или умеренные». Инфляционное давление в части цен и расходов на оплату труда остается «ограниченным», а темпы роста занятости – «скромными».

Естественно, члены FOMC хотят иметь более четкое представление о том, как на экономическую ситуацию в стране повлияло временное прекращение деятельности правительства. А учитывая, что ФРС предпочитает действовать осторожно, на заседании в конце октября будет, скорее всего, принято решение о сохранении текущего курса в неизменном виде. Правда, согласно протоколу последнего заседания, мнения членов комитета о том, пора ли приступать к сворачиванию программы выкупа активов или нет, сильно разнятся. Так что начало «нормализации» по-прежнему будет зависеть от характера поступающей экономической статистики, особенно по рынку труда и инфляции.

Данные по количеству первичных заявок по безработице в США за очередную неделю, опубликованные в период частичной приостановки финансирования госучреждений несколько вышли за рамки нормальных значений, что может отразиться на содержании отчета о новых рабочих местах в несельскохозяйственном секторе страны, запланированном к выходу на начало ноября. Повлияет ли на логику решений Комитета по операциям на открытом рынке тот факт, что сделка по бюджетным вопросам носит временный характер? Да, возможно; в связи с этим комитет вполне может отложить «на потом» первое сокращение объема выкупа гособлигаций – тем более что следующий крайний срок для продления полномочий правительства на бюджетные расходы и повышения «долгового потолка» совпадает с предстоящими в начале 2014 года уходом Бена Бернанке с поста главы ФРС и вступлением в эту должность Джанет Йеллен. Что касается первого повышения ставок по федеральным фондам, рынки в целом ожидают его в апреле 2015 года с постепенным ростом ставок в последующие периоды.

В результате роста доходности казначейских облигаций, имевшего место в последнее время ввиду вероятности «технического» дефолта, долговые обязательства федерального правительства в виде повышенных процентных расходов увеличились, по оценкам, приблизительно на 114 млрд долл. Главное бюджетно-контрольное управление США подсчитало, что задержка с повышением «долгового потолка» в 2011 году обошлась стране только за один финансовый год в 1.3 млрд долл. (в виде повышенных процентных расходов), а Центр межпартийной политики (the Bipartisan Policy Center) оценил издержки того кризиса за десятилетний период в сумму почти 19 млрд долл. Повышение риска изменения процентных ставок в среднесрочной перспективе будет одним из факторов давления на экономики и без того отягощенных долгами развитых стран, включая США. МВФ в своем последнем отчете о состоянии мировой финансовой системы (Global Financial Stability Report ) отметил эту чувствительность и подсчитал, что повышение процентных ставок на каждые 100 бп с текущего уровня приводит к совокупным убыткам по глобальным портфелям облигаций в сумме 2.3 трлн долл.

В заключение скажем, что неспособность политиков в Вашингтоне вовремя договориться по бюджетно-финансовым вопросам имеет свою цену. Очевидно, что процесс формирования бюджета США нуждается в реформе. Нежелание признавать это в конечном счете подрывает гегемонию Америки в международной валютной системе.


Теги:   США Нил Маккиннон Переглядів:   1559

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН