Цена привлекательности. Заемный и акционерный капиталы обходятся компаниям недешево
Ринки 21.10.2013 09:25 Компания, которая хочет привлечь заимствования или инвестора в капитал, должна понимать, какие затраты ей придется понести на пути к долгожданному финансированию, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Цена привлекательности. Ведь привлекая денежные средства, предприятие не только обязано заплатить за их использование или разделить ответственность за судьбу компании с миноритариями, но и нести административные затраты. Чем больше сумма привлекаемых средств, тем эти расходы будут ниже.Любая активно развивающаяся компания может столкнуться с нехваткой денег и необходимостью привлечения средств извне. Возможностей для этого много, начиная от одалживания денег на неопределенный срок у друга детства и заканчивая проведением IPO. "Долг всегда дешевле, чем капитал, поэтому сначала долг, потом капитал. Однако возникает вопрос: есть ли у компании нормальный залог, чтобы дать кредиторам",— говорит директор департамента инвестиционно-банковских услуг ИК Concorde Capital Виталий Провоторов. Если же компания уже имеет большую долговую нагрузку, то в этом случае руководитель отдела корпоративных финансов и M&A компании EY Владислав Остапенко советует сначала определить объем кредитных ресурсов, который может быть привлечен дополнительно: "А уже остаток необходимых инвестиций надо балансировать за счет привлечения акционерного капитала".
Собственникам непросто решить дилемму: привлекать инвестиции, которые не надо возвращать, или одалживать на время с уплатой 10-20% годовых. "Впустить внешнего инвестора в капитал — это важный психологически и непростой технически шаг для собственников. Поэтому менеджмент и собственники, как правило, склонны привлекать долг. Однако чрезмерная долговая нагрузка приводит либо к удорожанию кредитов, либо к их недоступности",— считает директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Юрий Астахов. На готовность компаний искать деньги влияет также их цена. "Стоимость привлечения средств путем размещения ценных бумаг на рынке привлечения капитала характеризуется более низким уровнем по сравнению с банковским кредитованием и не требует предоставления существенного дисконта к капитализации, как в случае с венчурными фондами",— поясняет аналитик "Украинской биржи" Артем Щербина.
Жизнь взаймы
Ключевым для компаний является вопрос цены привлечения, ведь необходимо заплатить за выход как на рынок акционерного капитала, так и долгового. "Компания должна четко обозначить, для чего ей необходимо финансирование, какие выгоды оно принесет. При этом она должна иметь понятную структуру собственности, историю развития и подтвержденную финансовую состоятельность,— считает менеджер "PwC Украина" Виктор Нобиуз.— Помимо этого, компании нужно будет привлечь финансового консультанта, который выступит ведущим организатором, андеррайтером и поможет подготовить необходимые документы и провести road show".
В этом случае предприятию предстоят переговоры с потенциальными кредиторами, сбор и предоставление информации о своем финансовом состоянии, оценка и предоставление залогов. Переговоры завершаются согласованием проекта и получением всей суммы или первого транша кредита. "Размер затрат зависит от вида привлекаемого капитала. Если это кредит в банке, то, скорее всего, кроме подготовки бизнес-плана и оценки залога, ничего более не потребуется. В случае, к примеру, с евробондами, нужна будет юридическая реорганизация, аудит отчетности, подготовка проспекта для инвесторов, затраты на road show, вознаграждение банкам-брокерам и юристам",— поясняет Владислав Остапенко.
Основными затратами компании при такой форме привлечения средств будут услуги инвестиционного банка или финансового консультанта. Как правило, их стоимость фиксированная — в зависимости от квалификации и известности специалиста может составлять $5-20 тыс. в месяц. "Проект может длиться от полугода",— говорит господин Провоторов. За успешное привлечение финансирования, как правило, предусмотрено вознаграждение. Оно оговаривается индивидуально, может составлять от 0,5% до более 2% суммы привлечения. "Есть несколько вариантов выпуска еврооблигаций: через SPV, через зарубежную холдинговую компанию группы, или, как госкомпании, напрямую из Украины",— говорит вице-президент инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Дарья Волченко. Создание SPV стоит от 5 тыс. евро плюс затраты на обслуживание.
Эмитент должен провести аудит, стоимость которого напрямую зависит от размера предприятия и оценивается от $10 тыс. до $100-200 тыс. "Необходимо провести аудит за три полных финансовых года. В зависимости от времени размещения облигаций иногда также требуется промежуточная отчетность за полугодие",— поясняет госпожа Волченко. Не обойтись без юридической и налоговой консультаций, которые стоят примерно столько же. Затраты на маркетинг и административные расходы определяются исходя из предпочтений собственников и составляют десятки тысяч долларов. Также потребуются расходы на IR-отдел. Ключевыми будут и затраты на получение рейтинга международного рейтингового агентства, которые могут обойтись около $50 тыс.
Цена инвестора
Процесс привлечения денег в капитал компании, по сути, дублирует процедуру заимствования. У компании должна быть четкая прозрачная корпоративная структура, правильная юрисдикция, оперативная отчетность, подтвержденная внешним аудитом. Аудит, как правило, включает выпуск сопроводительного письма, анализ регистрационной документации, консультации, связанные с размещением. Стоимость его проведения составляет $50-100 тыс., но если компания проводит его на регулярной основе, то эти затраты не относятся к расходам на привлечение средств. Компания должна также иметь историю и четкий план дальнейшего развития, который заинтересует инвесторов. "Если не брать во внимание ситуацию, когда инвестором в акционерный капитал является старый школьный товарищ, и весь процесс сделки проходит за кружкой пива в бане, то этапы привлечения акционерного капитала во многом похожи на этапы привлечения заемных средств",— отмечает Виктор Нобиуз. Юридическое сопровождение сделки обойдется от $50 тыс. до $300 тыс.
После подготовительного этапа собственники должны определиться с вариантом привлечения акционерного капитала: частное, публичное размещение или продажа пакета акций фонду. Как правило, советник рекомендует площадку для размещения и определяет, соответствует ли компания требованиям биржи. Услуги по составлению регистрационной документации тарифицируются почасово и обойдутся в $300-400/час. Консультант также может разработать для компании проекты совещаний, провести анализ структуры менеджмента. Эти затраты оговариваются отдельно.
Средства, выплачиваемые бирже за услуги по листингу ценных бумаг, зависят от тарифов биржи и суммы размещения. Эти затраты могут варьировать от нескольких тысяч долларов при размещении в Варшаве до нескольких сотен тысяч долларов при размещении в Лондоне, Нью-Йорке или Гонконге. Расходы на проведение IPO составляют от 0,8% до 6% от суммы привлечения — чем больше объем привлекаемых ресурсов, тем дешевле обойдется оформление. Однако самый низкий уровень расходов (0,8%) обычно фигурирует при сумме привлечения от $200 млн. При этом дебютная сделка с учетом расходов на изначальную подготовку проспекта эмиссии и проведение due diligence обойдется дороже.
Согласно данным Варшавской фондовой биржи, чтобы привлечь 24 млн евро, компании Astarta пришлось потратить на размещение 1,44 млн евро, для Kernel привлечение 136,5 млн евро обошлось в 4,7 млн евро, а Milkiland, который привлек 60 млн евро, потратил на это 2,22 млн евро. Консультанты признают, что нередки случаи, когда компания проводит полную подготовку к привлечению капитала, но в дальнейшем отказывается от сделки или переносит ее на будущее, рассчитывая на снижение стоимости ресурсов. Это может быть оправдано, если в будущем можно будет привлечь большую сумму денег или сделать это дешевле, чем сейчас.
Теги: Dragon Capital Concorde Capital Юрий Астахов M&A Виталий Провоторов Переглядів: 1637