Спрос пошел по узкой колее. Производителей вагонов ожидают трудные времена
Транспорт 18.11.2013 08:26 По итогам 2013 года вагоностроительные компании ожидают сокращения выпуска грузовых вагонов в СНГ на 30%, основной фактор — перенасыщение рынка полувагонов и спад грузоперевозок, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Спрос пошел по узкой колее. Такое положение дел ожесточило борьбу за каждого клиента — в результате Россия постепенно выдавливает украинские компании со своего рынка. Альтернатив у отечественных компаний немного, они готовы даже на значительное снижение цен на свою продукцию.Российский НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) ожидает, что по итогам 2013 года выпуск грузовых вагонов на пространстве 1520 (широкая колея, используемая в СНГ и ряде соседних стран) упадет на 30%, до 85 тыс. единиц, сообщил заместитель гендиректора УВЗ Андрей Шленский. По его словам, такие же темпы спада фиксировались и за девять месяцев этого года (до 65,8 тыс. вагонов). Больше всего снижение в секторе полувагонов, выпуск которых сократился в 2,5 раза, до 27,2 тыс. единиц, и цистерн для нефтепродуктов (на 15%, до 10,2 тыс. единиц). Рост сохранился в сегментах крытых вагонов (на 72%, до 6,6 тыс.) и цистерн для перевозки сжиженных газов (на 37%, примерно до 4 тыс.).
Снижение спроса на вагоны продолжается уже более полутора лет из-за спада промышленного производства как в России, так и в Украине, что привело к сокращению грузоперевозок, отмечают на Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ). "Если раньше средний контракт у нашего предприятия составлял 500-1000 вагонов, то сейчас переговоры идут на заказ 50-300 единиц",— говорит высокопоставленный источник "Ъ" на КВСЗ. Еще одна причина падения спроса — неспособность операторов обеспечить лизинговые или кредитные платежи за счет сдачи вагонов в аренду, полагает глава российского агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.
По данным "Infoline-Аналитика", в этом году более 40% всех закупок вагонов в России пришлось на компании, аффилированные с вагоностроителями, а в 2014 году картина будет примерно такой же. Основными покупателями опять должны стать кэптивные операторы: не менее 10 тыс. полувагонов и цистерн выкупит у российского УВЗ его "дочка" "УВЗ-Логистик", 5-10 тыс. цистерн закупит у "Азовмаша" аффилированный с ним "Импром", а на "Днепровагонмаше" рассчитывают передать 1,5 тыс. вагонов своим компаниям — "Машбудинвесту" в Украине и "Металл-Трансу" в России.
Конкуренция обострилась настолько, что Россия сочла, что собственными силами сможет покрыть спрос на вагоны, и стала вытеснять с рынка украинскую продукцию. В конце августа российская таможня блокировала поставки украинских вагонов (см. "Ъ" от 30 августа). А с сентября по октябрь временно приостанавливала действие сертификатов соответствия на вагоны КВСЗ, "Азовобщемаша", а продукция "Днепровагонмаша" до сих пор не допускается на российский рынок (последний раз "Ъ" сообщал об этом 31 октября).
Старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко говорит, что скорее всего украинские компании в качестве альтернативных рынков будут увеличивать поставки продукции в станы Балтии и Казахстана. По его словам, схожим образом они уже действовали в середине 2012 года, когда спрос только начал падать, и смогли продать до 5 тыс. вагонов. На КВСЗ сообщили, что сейчас помимо названных стран ведутся переговоры с заказчиками из Белоруссии, Таджикистана и Туркмении. По словам господина Бурмистрова, за последние полтора года доходы перевозчиков от оперирования вагонами упали с 1,5-1,6 тыс. до 500 руб. за полувагон и до 850 руб. за цистерну. При этом цены на подвижной состав также снижались и достигли границ рентабельности вагоностроителей. "Иногда лучше ничего не заработать, но загрузить завод на несколько месяцев и в перспективе рассчитывать на более выгодные контракты",— говорит собеседник "Ъ" на КВСЗ.
Теги: Крюковский вагоностроительный завод КВСЗ Азовобщемаш Днепровагонмаш Уралвагонзавод УВЗ Переглядів: 2021