Спрос пошел по узкой колее. Производителей вагонов ожидают трудные времена
Транспорт 18.11.2013 08:26
Российский НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) ожидает, что по итогам 2013 года выпуск грузовых вагонов на пространстве 1520 (широкая колея, используемая в СНГ и ряде соседних стран) упадет на 30%, до 85 тыс. единиц, сообщил заместитель гендиректора УВЗ Андрей Шленский. По его словам, такие же темпы спада фиксировались и за девять месяцев этого года (до 65,8 тыс. вагонов). Больше всего снижение в секторе полувагонов, выпуск которых сократился в 2,5 раза, до 27,2 тыс. единиц, и цистерн для нефтепродуктов (на 15%, до 10,2 тыс. единиц). Рост сохранился в сегментах крытых вагонов (на 72%, до 6,6 тыс.) и цистерн для перевозки сжиженных газов (на 37%, примерно до 4 тыс.).
Снижение спроса на вагоны продолжается уже более полутора лет из-за спада промышленного производства как в России, так и в Украине, что привело к сокращению грузоперевозок, отмечают на Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ). "Если раньше средний контракт у нашего предприятия составлял 500-1000 вагонов, то сейчас переговоры идут на заказ 50-300 единиц",— говорит высокопоставленный источник "Ъ" на КВСЗ. Еще одна причина падения спроса — неспособность операторов обеспечить лизинговые или кредитные платежи за счет сдачи вагонов в аренду, полагает глава российского агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.
По данным "Infoline-Аналитика", в этом году более 40% всех закупок вагонов в России пришлось на компании, аффилированные с вагоностроителями, а в 2014 году картина будет примерно такой же. Основными покупателями опять должны стать кэптивные операторы: не менее 10 тыс. полувагонов и цистерн выкупит у российского УВЗ его "дочка" "УВЗ-Логистик", 5-10 тыс. цистерн закупит у "Азовмаша" аффилированный с ним "Импром", а на "Днепровагонмаше" рассчитывают передать 1,5 тыс. вагонов своим компаниям — "Машбудинвесту" в Украине и "Металл-Трансу" в России.
Конкуренция обострилась настолько, что Россия сочла, что собственными силами сможет покрыть спрос на вагоны, и стала вытеснять с рынка украинскую продукцию. В конце августа российская таможня блокировала поставки украинских вагонов (см. "Ъ" от 30 августа). А с сентября по октябрь временно приостанавливала действие сертификатов соответствия на вагоны КВСЗ, "Азовобщемаша", а продукция "Днепровагонмаша" до сих пор не допускается на российский рынок (последний раз "Ъ" сообщал об этом 31 октября).
Старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко говорит, что скорее всего украинские компании в качестве альтернативных рынков будут увеличивать поставки продукции в станы Балтии и Казахстана. По его словам, схожим образом они уже действовали в середине 2012 года, когда спрос только начал падать, и смогли продать до 5 тыс. вагонов. На КВСЗ сообщили, что сейчас помимо названных стран ведутся переговоры с заказчиками из Белоруссии, Таджикистана и Туркмении. По словам господина Бурмистрова, за последние полтора года доходы перевозчиков от оперирования вагонами упали с 1,5-1,6 тыс. до 500 руб. за полувагон и до 850 руб. за цистерну. При этом цены на подвижной состав также снижались и достигли границ рентабельности вагоностроителей. "Иногда лучше ничего не заработать, но загрузить завод на несколько месяцев и в перспективе рассчитывать на более выгодные контракты",— говорит собеседник "Ъ" на КВСЗ.
Теги: Крюковский вагоностроительный завод КВСЗ Азовобщемаш Днепровагонмаш Уралвагонзавод УВЗ Переглядів: 2049