Игорь Мазепа: О гарантиях на случай торговой войны с Россией
Думки 25.11.2013 20:36 Инвесторы, как и большинство украинских граждан, оказались удивлены сложившейся ситуацией вокруг ассоциации с ЕС. Так долго шла агитация за выгоды и плюсы соглашения с ЕС, а в течение нескольких дней оказалось, что выгод может не быть, и появляются только риски. При этом рынки пока никак не отреагировали на ситуацию вокруг ассоциации с точки зрения credit default swaps и форвардов на валюту, а также доходности по украинским долгам. Инвесторы прагматично смотрят на ситуацию и понимают, что, видимо, с макропозиции в Украине все не так уж и плохо.Рассмотрим разные сценарии с точки зрения инвестора.
Европейский путь
Ассоциация – это в первую очередь торговое соглашение, которое упростит и ускорит торговлю с развитыми регионами мира – ЕС и Северной Америкой. Подписание этого соглашения окажет положительный эффект на макроэкономическом уровне, что станет позитивным сигналом для инвесторов. К примеру, для МВФ.
У меня уже не осталось иллюзий, что МВФ – это не политическая организация, вопреки их многократным заявлениям о своей аполитичности. Скорее всего, они продвигают интересы своих главных акционеров и спонсоров, в числе которых – США и западноевропейские страны. Это ни хорошо, ни плохо – это данность. Для МВФ поддержка страны, которая идет на торгово-политическое сближение с главными донорами организации, была бы аргументом по принятию решения в пользу сотрудничества с Украиной.
Но говорить о каких-то гарантиях получения кредитов, которые могут западноевропейские страны дать Украине вследствие подписания ассоциации, трудно. Потому что главная забота МВФ – не получать проценты на свои деньги, а снижать риски – макроэкономические, дефолтные, политических потрясений как следствий экономической нестабильности. Я не думаю, что какие-то гарантии западных государств по Украине стали бы для МВФ аргументом, так как Украина не имеет существенного прогресса в реформах, в том числе на которых настаивает МВФ.
Гарантами и защитниками страны на случай торговой войны с Россией должны быть украинская власть и украинское правительство, а не МВФ. На сделку с МВФ, при условии наличия торгового соглашения с Европой, на 100% влияет украинское правительство – и никто другой.
Необходимые шаги для сотрудничества с МВФ понятны, прозрачны, о них давно говорят – это девальвация, решение ситуации с «Нафтогазом», повышение тарифов и балансировка бюджета. Это все, что нужно сделать. Это облегчит макроэкономическое положение страны и позволит выстоять в критических моментах в возможной торговой войне с Россией.
Для инвесторов важно не то, с кем Украина войдет в сотрудничество – с Россией или ЕС. Инвесторы смотрят на наши внутренние проблемы – например, дефицит платежного баланса
Часто Россия является чуть ли не единственным рынком сбыта, например, для тяжелого машиностроения, молочников, кондитеров – для этих отраслей отношения с восточным соседом очень чувствительны. Однозначно, украинские компании и целые индустрии будут страдать. Долго ли? Скорее всего, нет. Потому что украинские производители и российские потребители несут в случае конфликта потери. Если отбросить политические факторы, то в обычной ситуации торговая война не должна продолжаться долго.
Российский стандарт
Какой будет реакция инвесторов на торговую войну с Россией? Конечно, любое ослабление экономики негативно скажется на украинских рейтингах, доверии инвесторов и так далее. Стрессовая ситуация может простимулировать некоторые инвестиции – высвобождаются рабочие руки, рабочие места, а свято место пусто не бывает. Если есть предложения рабочей силы, всегда этим кто-то воспользуется, например, инвесторы из внешних регионов. Можно говорить, к примеру, о китайских или индийских деньгах, в том числе нетрадиционных для Украины инвесторов.
Если мы посмотрим на сценарий по вектору в сторону Таможенного союза с Россией, я не вижу причин для экономических санкций со стороны ЕС. Для ЕС необходима реальная причина, чтобы применить санкции. Скорее всего, нет реальных причин не пускать украинский шоколад, молдавское вино или грузинскую минеральную воду в Россию. Такова уж особенность этой страны. Но я не верю в подобные шаги со стороны Европы. Кроме того, и Украина, и Россия являются членами ВТО, и насколько я знаю, уже идет целый ряд разбирательств внутри ВТО из-за действий России.
Для инвесторов важно не то, с кем Украина войдет в сотрудничество – с Россией или ЕС. Инвесторы смотрят на наши внутренние проблемы – например, дефицит платежного баланса, который никак не сокращается третий год подряд. Реакция на приоритетные режимы торговли будет вторичной или третичной, потому что основная концентрация внимания связана с публичными финансами и макроэкономической ситуацией.
Теги: Россия Украина МВФ ЕС Игорь Мазепа Переглядів: 1605