Не споткнитесь при спуске с количественного смягчения
Ринки 23.12.2013 13:20 На прошлой неделе наконец‑то состоялся ожидаемый рождественский всплеск цен на фондовом рынке США. Он в очередной раз побил рекорды, хотя до этого несколько недель проседал.Добродушный белобородый человек, которого все должны за это благодарить, не Санта-Клаус, а Бен Бернанке. Председатель Федеральной резервной системы Соединенных Штатов, который вскоре оставит пост после восьми беспокойных лет, на прошлой неделе преподнес последний сюрприз: одобрил пугающее сворачивание количественного смягчения, программы ФРС по закупке активов. Вместо $ 85 млрд ФРС будет покупать активов всего на $ 75 млрд.
Регулятор сейчас похож на альпиниста, которому предстоит сделать выбор на вершине горы. Большая часть смертей и травм происходит при спуске. На подъеме в крови много адреналина, альпинист свеж и стремится ввысь. Во время спуска приток адреналина уже закончился, альпинист уставший, а его ноги ступают вниз в пустоту.
Подобно этому опасности количественного смягчения — отчаянной меры, которая должна была поддержать экономику, — заключаются в спуске, а не подъеме. Когда эта программа была внедрена, бытовал страх, что она приведет к инфляции. Этого не произошло, по крайней мере не с потребительскими ценами. Но все очень шатко. При спуске существуют опасности, связанные со слишком быстрым или слишком медленным темпом.
Слишком быстрое уменьшение поддержки может вызвать панику среди инвесторов в облигации, когда ФРС перестанет быть последней надеждой продавцов. Доходность ценных бумаг казначейства США, которые все еще считаются самым безопасным активом в мире, устанавливает процентные ставки для транзакций по всему миру, поэтому это может привести к катастрофе.
Чрезмерно быстрое движение также создает угрозу оттока капитала. Когда процентные ставки в Штатах были нулевыми, деньги двигались из страны туда, где доходность выше. Когда этот поток обратится, экономики, которым нужны были эти дешевые деньги, могут пострадать.
Когда Бернанке впервые заговорил о сворачивании количественного смягчения в мае этого года, одна лишь перспектива такого изменения сделала эти кошмарные сценарии намного более реальными. Доходность облигаций резко увеличилась, а инвесторы стали отзывать средства из таких крупных развивающихся стран, как Индия, Индонезия и Бразилия. Также на несколько месяцев остановился годичный рост цен на акции.
Принятое на прошлой неделе решение имело менее серьезные последствия. Валюты развивающихся стран ослабли из‑за новостей, но преимущественно остались выше своих низших точек этого года, зафиксированных, когда были опасения оттока капитала.
Ценные бумаги казначейства США немного упали в цене, но доходность десятилетних выросла до 2,9 %, оставшись ниже 3 %, которых она достигла в сентябре, когда все готовились к неизбежному сворачиванию. Для этих рынков Бернанке похож на Санта-Клауса.
Под конец года он провернул классический трюк руководителей центральных банков: мягко убрал стимулирование и подготовил их к тяжелым временам, не вызвав панику.
Но также существует опасность, что спуск ФРС с пика будет слишком медленным. Если дешевые деньги сохранятся слишком долго, могут возникнуть пузыри цен на активы, особенно на рынке акций.
Сокращение объема закупки активов было небольшим, но оно сопровождалось щедрым описанием планов на будущее. Безработица в США составляет 7 %. ФРС ожидает, что она не упадет до 6,5 % до конца следующего года. Регулятор также утверждает, что цель относительно ставки по федеральным фондам не вырастет с текущего нулевого уровня «долгое время» после этого.
Шесть лет назад, до кризиса, это показалось бы невообразимой щедростью. Настолько низкие ставки поддерживают корпоративные прибыли (снижая их процентные расходы) и оправдывают выплату большей части этих прибылей по акциям, поскольку альтернатива — капиталовложения с фиксированным процентом — имеет такую низкую доходность.
Для фондового рынка Рождество настало раньше.В таком случае сейчас опасности ближе к слишком медленному спуску и спекулятивному пузырю.
Это не должно затмевать успех стратегии Бернанке в прошлом году. Приняв рискованное решение начать количественное смягчение, он, похоже, вызвал экономическое восстановление, не спровоцировав инфляцию, которая сейчас составляет 1,2 %. Пять лет назад, когда началась программа ФРС, показатель был равен 1,1 %.
Бернанке начал сворачивать количественное смягчение — дорогую для центробанка политику — и пока что избегает проблем. Но чем дальше идет спуск, тем выше опасность пузыря цен на акции. Они за последние 18 месяцев выросли в цене на 40 %, причем не за счет вяло растущих корпоративных прибылей.
Существует другая опасность. Инфляция близка к 1 %, нижнему пределу установленной регулятором цели. Цены на сырьевые товары продолжают падать.
Цель количественного смягчения — борьба с дефляцией. Возможно, программа не выполнила свою задачу. Если экономический рост США опять замедлится, опасность дефляции вернется. Это будет означать, что ФРС с Джанет Йеллен во главе, возможно, придется начать новый подъем и увеличить стимулирование, а не сокращать его.
Единственный несомненный факт при этом сценарии — нестабильность будет сильнее. Но сейчас Бен Бернанке может уходить, оставаясь веселым бородатым человеком, который раздает подарки.
Теги: США Бен Бернанке ФРС Переглядів: 1081