За МАЗ ответят. Белоруссия ввела утильсбор на автомобили

Авто 07.02.2014    08:51 Власти Белоруссии решили ввести утилизационный сбор на автомобили, аналогичный тому, который существует в России с осени 2012 года, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье За МАЗ ответят. Но платить его будут только импортеры. По словам источников "Ъ", Белоруссия сделала это в ответ на распространение Россией уплаты сбора на всех участников рынка, в том числе на белорусский МАЗ. Впрочем, российские автозаводы от нового сбора почти не пострадают — их экспорт в Белоруссию чрезвычайно невелик.

Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ, предусматривающий введение утильсбора на автомобили. Плательщиками сбора будут физические и юридические лица, которые произвели и реализовали автотранспорт в Белоруссии, осуществили таможенное декларирование или ввезли его с территории стран Таможенного союза (ТС). Белорусские автозаводы могут быть освобождены от уплаты, если возьмут на себя обязательства по дальнейшей утилизации транспорта. Ставки утильсбора и дату начала его взимания правительство опубликует до 1 марта. В декабре 2013 года ряд белорусских СМИ уже опубликовал проект указа белорусского президента, согласно которому утильсбор в республике будет полностью соответствовать российскому.

Источники "Ъ" на авторынке говорят, что Белоруссия ввела утильсбор в ответ на распространение с этого года аналогичной меры в России на всех автопроизводителей под давлением ВТО. До этого сбор, введенный в РФ с сентября 2012 года и фактически компенсирующий снижение пошлин после вступления в ВТО, платили только импортеры. Российские автозаводы, а также белорусский МАЗ (как производитель страны ТС), были освобождены от него под гарантии утилизации автомобилей. Теперь МАЗу придется платить сбор, "что будет достаточно болезненно для него" — продажи завода в России и так падали весь 2013 год. По данным КамАЗа, по итогам 2013 года доля МАЗа на российском рынке снизилась с 13% до 9%.

Собеседники "Ъ" считают, что Белоруссия решила ввести сбор, поскольку, "с одной стороны, это дополнительная статья пополнения бюджета", с другой — "ставит российские автозаводы в равные условия с белорусскими". Они отмечают, что Минск планирует компенсировать своим автопроизводителям уплату сбора в России за счет субсидий, и средства на это может принести как раз собственный утильсбор. Но, по словам собеседников "Ъ", российские автозаводы сейчас ведут переговоры с Минском о том, чтобы также не платить сбор в обмен на гарантии утилизации.

Впрочем, доля экспорта российских автозаводов в Белоруссию очень мала. На КамАЗе говорят, что экспорт "исчисляется десятками штук в год". На АвтоВАЗе тоже уверяют, что "в связи с незначительными объемами продаж в Белоруссии влияние сбора будет минимальным". В группе ГАЗ "Ъ" сообщили, что на Белоруссию приходится около 15% экспорта "Газелей" (всего экспорт — около 16 тыс. в год). Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что авторынок Белоруссии "в целом невелик". По его данным, в 2013 году в Белоруссии было продано 26 тыс. новых автомобилей, около 5 тыс. LCV и 9 тыс. грузовиков (с учетом подержанных).

Незначительны поставки автомобилей в Белоруссию и из Украины. По данным Госстата, в январе-ноябре прошлого года в страну было экспортировано 273 легковых автомобиля на сумму $2,23 млн. Автобусы и микроавтобусы не поставлялись.


Теги:   Белоруссия Александр Лукашенко МАЗ Переглядів:   1588

Читайте також:

06.11

Ринок нових комерційних авто в Україні зріс на 11% - "Укравтопром"

05.11

Ferrari збільшила виручку на 7%

03.11

Китайський Li Auto збільшив виручку на 24%