Крепостное право для бензина. В России собираются квотировать экспорт топлива
Нафта і газ 26.02.2014 08:58 Минэнерго РФ предлагает создать новый механизм ограничения экспорта светлых нефтепродуктов, чтобы ведомству было проще справляться с ростом цен, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Крепостное право для бензина. Министерство хочет заставить нефтяников продавать внутри страны фиксированную квоту от общего объема бензина и дизтоплива. Источники "Ъ" в нефтекомпаниях называют идею очередной попыткой административного регулирования рынка, а эксперты сомневаются в ее эффективности.Минэнерго предлагает обязать нефтекомпании продавать на внутреннем рынке определенную долю от производства бензина и дизтоплива. Как сообщили "Интерфаксу" в российском минэнерго, эти изменения предлагается внести в четырехсторонние соглашения с нефтяниками по модернизации НПЗ, и они могут заработать уже во II квартале. Минэнерго пока не раскрывает объем квот, но, по данным агентства, обсуждается уровень в 52,5% от производства дизтоплива и 95% — бензина. Это примерно соответствует текущим поставкам на внутренний рынок. Так, экспорт дизтоплива, по данным ЦДУ ТЭК, составил в 2013 году 53,5% от объема производства, высокооктанового бензина — 7%.
В минэнерго РФ заявили "Ъ", что новые требования "нужны для сбалансированного обеспечения потребностей внутреннего рынка". Собеседник "Ъ" в правительстве пояснил, что инициативы связаны с исполнением поручений по итогам сентябрьской правительственной комиссии по ТЭК, на которой обсуждались причины резкого роста цен на бензин летом 2013 года. Тогда компании резко увеличили экспорт весной, из-за чего летом оптовые цены на бензин взлетели на 30%. Сейчас у нефтяников нет обязательств по поставке на внутренний рынок, который по большинству нефтепродуктов является профицитным. Относительно сложной остается только ситуация с высокооктановым бензином, но он почти не экспортируется. "Производителям с учетом существующей маржи ритейла выгоднее продать бензин в России",— говорит директор энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григорий Выгон.
Соглашения о модернизации НПЗ, условия которых хочет изменить минэнерго РФ, были заключены в 2011 году. Основной целью было стимулировать нефтяников увеличивать глубину переработки и выпуск светлых нефтепродуктов. Федеральная антимонопольная служба России, один из главных инициаторов соглашений, предложение минэнерго не поддерживает, заявил "Ъ" замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. "Рынок топлива сложный и быстро меняющийся, его нельзя регулировать с помощью таких прямолинейных схем",— считает он. Чиновник подчеркнул, что решение по этому вопросу в правительстве пока не принято.
Нефтяники инициативу минэнерго не комментируют, но источники "Ъ" в крупнейших компаниях ее единодушно осуждают. "Это явно нерыночный метод",— говорит один из них. Другой собеседник "Ъ" не понимает, как при привязке поставок к объему производства, которое относительно стабильно, компании смогут реагировать на сезонные колебания спроса. "Сейчас в низкий сезон топливо идет на экспорт, а если его оставить на внутреннем рынке, будет чудовищная волатильность",— считает он. Источник "Ъ" на российском рынке нефтепродуктов отмечает, что нефтяники порой специально экспортируют чуть больше, чем нужно для сбалансированности внутреннего рынка, и поддерживают его в состоянии "легкого голода". "В этой ситуации квотирование — очевидное решение, но непонятно, как его организовать",— говорит он. По мнению Григория Выгона, квотирование — мера, с одной стороны, бессмысленная, а с другой стороны, неправильная. Если государство хочет в долгосрочной перспективе избавиться от дефицита бензина, замечает он, нужно снижать пошлину на него и стимулировать использование альтернатив — газа и дизеля.
Теги: Минэнерго бензин РФ дизтоплив Переглядів: 1167