Поражение роботов: взлеты и падения высокочастотного трейдинга (Часть 1)
Ринки 19.03.2014 11:33 Компания Stamen из Сан-Франциско объединилась с Nasdaq для визуализации бешеного ритма автоматизированных торгов. Рисунок иллюстрирует запросы на покупку и продажу, отправленные алгоритмами в течение всего лишь одной минуты (на иллюстрации изображены торги от 8 марта 2011г.)Стив Свенсон (Steve Swanson) был типичным 21-летним компьютерным гиком с очень нетипичной работой. Дело было летом 1989 года, и он только что получил степень математика в Колледже Чарльстона. В одежде его привлекали футболки и шлепанцы, а на телевидении – сериал Звездный Путь. Большую часть времени он проводил в гараже Джима Хоукса (Jim Hawkes), преподавателя статистики из колледжа, в котором учился Стив. Там он программировал алгоритмы для того, что в последствии станет первой в мире компанией, ведущей высокочастотную торговлю, и получит название Automated Trading Desk. Хоукса преследовала навязчивая идея о том, что можно получать прибыль на фондовых рынках, используя формулы для предсказания поведения цен, выведенные его другом, Дэвидом Уиткомбом (David Whitcomb), преподававшим экономику в Ратгерском Университете. Задачей Свенсона было превратить формулы Уиткомба в машинный код.
Спутниковая антенна, установленная на крыше гаража Хоукса, ловила сигналы, несущие информацию об обновлениях котировок, получая которую, система могла предсказать поведение цен на рынках в пределах ближайших 30-60 секунд и автоматически покупала или продавала акции. Систему назвали BORG – сокращение от Brokered Order Routing Gateway, Шлюз Маршрутизации Брокерских Команд. Название несло в себе отсылку и к сериалу Стар Трек – а точнее к злобной инопланетной расе, способной поглощать целые виды, превращая их в части единого кибернетического разума.
Одной из первых жертв BORG стали маркет-мейкеры из биржевых залов, которые вручную заполняли карточки с информацией о покупке и продаже акций. В ATD не только лучше знали, кто дает более привлекательную цену – сам процесс покупки/продажи акций новая система осуществляла за секунду – по сегодняшним стандартам это черепашья скорость, но тогда превзойти ее не мог никто. Стоило только цене на акции измениться, как компьютеры ATD начинали торговать на условиях, которые остальные участники рынка еще не успевали скорректировать, а несколько секунд спустя в ATD продавали или вновь покупали акции уже по «правильной» цене. В те времена крупнейшим маркет-мейкером биржи Nasdaq (NDAQ) была компания Берни Мэдоффа.
«Мэдофф ненавидел нас», – говорит Уиткомб. «В те дни у нас получилось оставить его с носом».
В среднем в ADT выручали меньше пенни с акции, но компания работала с сотнями миллионов акций в день. В результате фирме удалось перебраться из гаража Хоукса в современный бизнес-центр стоимостью $36 миллионов в болотистом пригороде Чарльстона, Южная Каролина, что примерно в 650 милях от Уолл Стрит.
К 2006 году компания торговала примерно 700-800 миллионами акций в день, что составляло свыше 9 процентов от всего объема фондового рынка США. И у нее появились конкуренты. На сцену вышел десяток других крупных компаний, работающих в сфере электронных торгов: Getco, Knight Capital Group, Citadel выросли из торговых залов товарной и фьючерсной бирж в Чикаго и фондовых бирж Нью-Йорка. Высокочастотный трейдинг (High Frequency Trading, HFT) стал набирать обороты.
В зависимости от того, кого вы спросите, вам дадут разные определения высокочастотного трейдинга. По существу это – использование автоматизированных стратегий для обработки больших объемов команд на покупку/продажу акций за доли секунды. Некоторые фирмы могут совершать операции с ценными бумагами за микросекунды (как правило, такие компании торгуют для собственной выгоды, а не для клиентов). Однако, высокочастотный трейдинг хорош не только для торговли акциями: HFT-трейдеры уже завоевали рынки фьючерсов, ценных бумаг с фиксированным доходом и рынок иностранной валюты. Рынок опционов пока держит оборону.
Вернемся в 2007 год: «традиционные» трейдинговые компании вовсю стремятся автоматизировать свою деятельность. Citigroup в этом году покупает ATD за $680 миллионов. Свенсон, уже сорокалетний мужчина, становится главой всего отдела электронных трейдинговых операций с ценными бумагами Citi и приступает к интеграции систем ATD в банковский сектор Citi по всему миру. К 2010 году высокочастотный трейдинг работает с более чем 60%-ми всего объема фондового рынка США и, судя по всему, готовится поглотить остальные 40%. Свенсон, уставший от бюрократов в Citi, покидает компанию и в середине 2011 года открывает собственную HFT-компанию. Частная компания Technology Crossover Ventures предлагает ему десятки миллионов долларов за открытие трейдинговой фирмы, которую он называет Eladian Partners. Если все пройдет хорошо, уже в 2012-м TCV закроет новый многомиллионный раунд инвестиций. Но все пошло не так, как планировалось.
Впервые с момента появления, HFT-компании, живой кошмар всех рынков, потерпели поражение. Согласно подсчетам компании Rosenblatt Securities, в период с 2008 по 2011 год примерно две трети всех торговых операций на фондовом рынке США проводились высокочастотными трейдерами – сейчас эта цифра снизилась до 50%. В 2009 году высокочастотные трейдеры ежедневно работали примерно с 3,25 миллиардами акций в день. В 2012 это количество уменьшилось до 1,6 миллиардов. HFT-трейдеры не просто стали работать с меньшим количеством акций, они стали получать меньше прибыли с каждой торговой операции. Средний доход по сектору упал с одной десятой до одной двадцатой части пении за акцию.
Согласно данным от компании Rosenblatt, в 2009 году вся индустрия HFT-трейдинга заработала на торговле акциями $5 миллиардов. В прошлом году эти цифры достигли всего $1 миллиарда. Для сравнения JPMorgan Chase заработала в шесть с небольшим раз больше за один только первый квартал этого года.
«Наши доходы стремительно пошли вниз», – говорит Марк Гортон (Mark Gorton), основатель компании Tower Research Capital, одной из самых крупных и быстрых HFT-фирм.
«Время легких денег прошло. Многие вещи мы сейчас делаем лучше, чем когда-либо, а получаем за это меньше, чем раньше».
«Маржа с торговых операций не покрывает наших расходов», – говорит Радж Фернандо (Raj Fernando), исполнительный директор и основатель Chopper Trading, большой компании из Чикаго, использующей стратегии высокочастотного трейдинга.
«Сейчас никто уже не идет в банк с улыбкой, это точно».
Немалое количество HFT-компаний в прошлом году закрылись. По словам Фернандо, до выхода из бизнеса многие из таких компаний просили Chopper приобрести их. Он не принял ни одного предложения.
Одной из задач высокочастотного трейдинга было повышение эффективности рынков. Высокочастотные трейдеры проделали столько работы, уменьшая количество непроизводительных операций при покупке и продаже акций, что теперь им самим стало уже не так-то просто заработать. Кроме того, сейчас на рынках наблюдается недостаток двух факторов, которые HFT-компаниям нужнее всего – а это рост объема фондовых рынков и волатильность. В сравнении с глубокими, изменчивыми рыночными течениями 2009-10гг., современный фондовый рынок больше напоминает детский бассейн-«лягушатник». Объемы торгов на фондовых рынках США на сегодняшний день составляют порядка 6 миллиардов акций в день – эта цифра почти не отличается от показателя 2006 года. Волатильность – показатель изменчивости цены на акцию – вдвое уменьшилась по сравнению с прошлым годом. Выискивая ценовую разницу на фондовых рынках, высокочастотные трейдеры тем самым служат гарантом того, что, когда ситуация выйдет из под контроля, они сами быстро приведут ее в норму. В результате они «гасят» волатильность, не давая ход двум своим наиболее часто используемым стратегиям: маркет-мейкингу и статистическому арбитражу.
Компании маркет-мейкеры «оживляют» процесс проведения торгов, запрашивая котировки и на покупку, и на продажу. Они получают прибыль с величины спреда, которая сейчас едва ли превышает один пенни на акцию, поэтому таким компаниям необходимо работать с большими объемами акций, чтобы оставаться на плаву. Компании, выбирающие арбитражные стратегии, делают деньги на незначительной ценовой разнице между взаимосвязанными активами. Если акции Apple (AAPL) торгуются по неодинаковой цене на каких-либо из 13 фондовых бирж США, HFT-компании купят более дешевые или продадут более дорогие акции. Чем сильнее меняется цена, тем больше вероятность того, что на рынке появится ценовая разница. Как только колебания цен замедлились, арбитражный трейдинг стал менее прибыльным.
Теги: Nasdaq Стив Свенсон Stamen Steve Swanson Jim Hawkes Automated Trading Desk BORG Brokered Order Routing Gateway Переглядів: 1287