Власть отменяет преференции для автопроизводителей

Авто 31.03.2014    09:08

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «Об отмене утилизационного сбора и акциза на переоборудование транспортного средства». На следующий день «Урядовий кур’єр» опубликовал сообщение о тридцатипроцентном снижении с 14 апреля специальных пошлин на импорт автомобилей. Украинские автопроизводители уже заявляют о негативном влиянии на их бизнес этих новаций.

Защита своих

В прошлом году отечественные автозаводы на треть сократили выпуск продукции (до 45 тыс. единиц). Это самый низкий показатель отрасли за предыдущие шесть лет. Производители объясняют его тем, что 1 сентября 2012 г. Россия ввела утилизационный сбор на импортную автотехнику. В результате украинские автомобили на соседнем рынке подорожали в среднем на $ 1 тыс. и стали неконкурентоспособными. До этого на долю России приходились практически все экспортные поставки отечественных автозаводов и около 40 % от общего производства.

Предыдущее украинское правительство в апреле 2013 г. ввело специальные пошлины на импорт автомобилей (с объемом бензинового двигателя 1,0‑1,5 л в размере 6,46 %, а с моторами 1,5‑2,2 л — 12,95 %), а с 1 сентября 2013 г. — утилизационный сбор (4,7‑30,3 тыс. грн за один автомобиль в зависимости от модификации) на импортируемые и собираемые крупноузловым методом машины (без производства и покраски кузовов на территории Украины).

Как утверждают отечественные автопроизводители, эти меры позволили им стабилизировать работу и даже привлечь иностранных партнеров для организации сборки их продукции на украинских мощностях. Поэтому, считают представители отрасли, снижение спецпошлин и отмена утилизационного сбора могут негативно сказаться на темпах восстановления отечественного автопрома.

Кроме того, по мнению старшего аналитика инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, такие меры подрывают доверие иностранных партнеров украинских заводов. Ведь принятые ранее защитные меры, объясняет пресс-секретарь компании «Богдан Моторс» Сергей Красуля, стали сигналом для инвесторов, что страна готова поддерживать внутреннее производство, а не импорт.

Как сообщал «Капитал», после введения спецпошлин китайская компания Geely восстановила крупноузловую сборку одноименных автомобилей на Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ). Торговые барьеры позволили «Богдану» привлечь таких производителей, как JAC, Great Wall и Lifan. Ранее СМИ также сообщали, что Запорожский автозавод (ЗАЗ) организует изготовление автомобилей китайской компании Chery и ведет переговоры о налаживании производства с американской General Motors, а АИС (владеет КрАСЗ) — с британской Morris Garages.

20 % составляла в прошлом году доля отечественных автомобилей на украинском рынке

Директор консалтинговой компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий считает вполне вероятным, что в результате отмены утилизационного сбора и снижения спецпошлин доля импорта вновь будет расти. В прошлом году, отмечает эксперт, доля отечественной продукции на украинском рынке легковых автомобилей составляла около 20 %.аместителя председателя правления по финансовым вопросам и маркетинговым коммуникациям компании «УкрАВТО» (в ее состав входит, в частности, ЗАЗ — крупнейший отечественный автопроизводитель), запорожский завод будет корректировать производственные планы в соответствии с законодательными новациями. Однако насколько может быть снижен выпуск продукции, она уточнить не смогла. О пересмотре соглашений с иностранными производителями, собирающими свои модели на украинских мощностях, ни один представитель отечественного автопрома ничего определенного не сказал.

По словам Натальи Бей, заместителя председателя правления по финансовым вопросам и маркетинговым коммуникациям компании «УкрАВТО» (в ее состав входит, в частности, ЗАЗ — крупнейший отечественный автопроизводитель), запорожский завод будет корректировать производственные планы в соответствии с законодательными новациями.

Однако насколько может быть снижен выпуск продукции, она уточнить не смогла. О пересмотре соглашений с иностранными производителями, собирающими свои модели на украинских мощностях, ни один представитель отечественного автопрома ничего определенного не сказал.

Ранее ассоциация автопроизводителей «Укравтопром» планировала привлечь к строительству шредерного завода в Жулянах иностранных инвесторов.

Как сообщил «Капиталу» директор департамента маркетинга и промышленноэкономического анализа «Укравтопрома» Георгий Овсянников, пока эти планы не изменились.

Ранее ассоциация автопроизводителей «Укравтопром» планировала привлечь к строительству шредерного завода в Жулянах иностранных инвесторов. Как сообщил «Капиталу» директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа «Укравтопрома» Георгий Овсянников, пока эти планы не изменились.

Неопределенность импортеров

Начальник отдела маркетинга компании «Си Эй Автомотив» (официальный дистрибьютор Chery в Украине) Павел Радукан говорит, что от отмены утилизационного сбора выиграют только импортеры, которые смогут снизить цены на уровень уплачиваемого сейчас дополнительного налога. «К примеру, сугубо математически цены на автомобили из самого популярного сегмента 1‑2 л должны будут снизиться на 8,84 тыс. грн», — говорит он.

Вместе с тем, из-за отмены утилизационного сбора продукция отечественного автопрома станет менее конкурентоспособной по сравнению с иностранными автомобилями, отмечает Радукан. «Думаю, далеко не все импортеры в случае отмены сбора будут снижать цены, так как для автомобилей с большим объемом двигателя инициированное Верховной Радой в минувший четверг повышение акциза вдвое с лихвой перекрывает выгоду от этой отмены», — говорит менеджер. Кроме того, Радукан допускает, что цены на импортные авто могут остаться прежними из-за девальвации: «Продолжающееся удешевление национальной валюты может нивелировать выигрыш от отмены утилсбора, и, как следствие, импортеры откажутся от снижения цен на автомобили».

По словам Красули, в условиях дефицита госбюджета утилизационный сбор отменять нельзя. Ранее гендиректор «Богдан Моторс» Виталий Старосуд сообщал, что утилсбор на авто отменять нецелесообразно, однако норму о его уплате можно распространить и на автопроизводителей, которые сейчас освобождены от этого налога под гарантии создания площадок для приема и разборки машин.

Теги:   Great Wall Lifan JAC автопроизводители Переглядів:   1138

Читайте також:

06.11

Ринок нових комерційних авто в Україні зріс на 11% - "Укравтопром"

05.11

Ferrari збільшила виручку на 7%

03.11

Китайський Li Auto збільшив виручку на 24%