Миф о Донбассе: как кормилец и поилец стал нахлебником и обузой
Ринки 23.05.2014 16:48 Тезис о том, что Донецкая область является дотационной при тщательной проверке оказывается очень сильно притянутым за уши. Регион вполне способен себя прокормить. Однако при отделении от Украины все может резко изменитьсяВ последнее время стало модным развенчивать мифы о Донбассе. И создавать новые. Самым популярным является миф о том, что Донецкая область является глубоко дотационной территорией и буквально камнем висит на шее несчастной Украины. Разоблачительные псевдоаналитические материалы на эту тему более или менее регулярно появляются в различных украинских печатных и электронных изданиях в течение как минимум пары-тройки последних лет.
Причем нельзя не отметить, что некоторые из них на первый взгляд выглядят вполне убедительно.
Уполномочен заявить
В последнее время эта тема опять стала популярной с легкой руки губернатора Донецкой области Сергея Таруты, который заявил: «У нас есть миф, что Донецкая область кормит всех. Но если смотреть на статистику, то оказывается, что нам госбюджет добавляет, мы дотационные. Поэтому нам нужно начинать себя кормить и обеспечивать наше развитие».
Мнение донецкого губернатора активно поддержал спикер Верховной Рады Александр Турчинов. «Самые дотационные и убыточные для бюджета области - Донецкая, Луганская, Крым, - заявил он. - Если бы Донецкая область не перечисляла никаких налогов в центральный бюджет и все налоги оставляла на местные нужды, то она без субвенций и дотаций финансировала бы только 36% своего регионального бюджета».
Честно говоря, заявление о том, что область не в состоянии себя прокормить, вызвало большие сомнения. Особенно если вспомнить, что в ней размещена шестая часть всех производственных фондов страны, она является лидером в производстве кокса, угля, чугуна, проката черных металлов, стали, труб и многого другого и даже в кризис умудряется зарабатывать каждый пятый доллар валютной выручки Украины (а в лучшие времена это был каждый третий доллар).
Но с другой стороны, чем черт не шутит? Анализ показывает, что подавляющее большинство, так сказать, аналитических выкладок на тему дотационности Донецкой области сильно грешат неточностями, умолчаниями и откровенными подтасовками статистических данных. Относительно профессиональные выкладки встречаются крайне редко. Наиболее достойные выглядят так.
Главный довод
Поступления из Донецкой и Луганской областей в казну в 2012 году составили 21 млрд. грн. А дотации выравнивания (дотации на аппарат местных органов власти, социальные расходы, гуманитарную сферу) были на уровне 4,6 млрд. грн. Кроме того, по данным Комитета по вопросам бюджета, в 2012 году две области Донбасса получили из госбюджета дотаций, субсидий и субвенций на 16,2 млрд. грн. (Донецкая область - 10,9 млрд. грн., Луганская - 5,3 млрд. грн.). И наконец, в 2012 году в Донбасс поступило около13,8 млрд. грн. дотаций Пенсионному фонду из госбюджета.
В частности, Донецкая область по этой статье получила 9,6 млрд. грн. К тому же расходы на финансирование добычи угля, которые почти полностью направляются в Донецкую и Луганскую области. В 2012 году в госбюджете на эти цели было заложено более 14 млрд. грн. На основании всего вышесказанного эксперты подбивают баланс: внеся в казну около 21 млрд. грн., две области Донбасса забрали из него более 44 млрд. грн. То есть они даже наполовину не обеспечивают себя. Насколько подобные выкладки и выводы справедливы и что на все это можно возразить?
Высокое искусство подсчета
Донецкая и Луганская области в 2012 году официально дали в сводный бюджет около 21 млрд. грн. Но это даже не половина всех перечислений предприятий Донбасса. Почти все крупные компании, работающие в Донецкой области, основные налоги в ней… почти не платят. И поэтому в официальной статистике области эти налоги не фигурируют. Как известно, компаниям в Украине разрешено платить налоги не по месту расположения предприятий, а по месту регистрации головного офиса.
Вследствие этого практически все крупные донецкие компании расположили свои головные офисы в Киеве. Правда, заплати эти компании свои налоги в Донецкой области пропорционально находящимся здесь предприятиям, эти деньги здесь все равно не остались бы. Еще в 2010 году в бюджетное законодательство страны внесли изменения, и теперь основным источником доходов местных бюджетов стал налог на доход физических лиц. Его доля в общем объеме поступлений местных бюджетов составляет более 80%.
Здесь, конечно, можно было бы поговорить о финансовой справедливости и децентрализации. Наиболее интенсивные ритуальные пляски в спорах на тему дотационности Донецкой области идут вокруг финансирования из госбюджета дотаций на добычу угля. В среднем на эти цели выделяется от 10 до 14 млрд. грн. в год, большая часть которых действительно оседает в Донецкой области. Но, помнится, в далеком 2006 году тогдашний президент Украины Виктор Ющенко начал закрывать в Донбассе нерентабельные шахты. Аргумент был именно такой, как сейчас: донецкий уголь залегает глубоко, добывать его дорого, дотации из госбюджета на добычу этого угля огромные.
Изрядно попустило Виктора Ющенко зимой 2009 года. Причина – дорогой российский газ. «Мы должны вдвое уменьшить объемы потребляемого импортного газа в течение года, - заявил в тот момент тогдашний первый вице-премьер, а ныне спикер и и.о. президента Александр Турчинов. - Предполагается достичь этого как за счет повышения энергоэффективности, так и за счет перехода на альтернативные виды топлива».
Сразу же выяснилось, что быстро и ощутимо нарастить объемы добычи собственного газа Украина не может. Как и наладить альтернативные поставки газа. Единственным доступным ресурсом в такой ситуации оказался… дорогой и дотируемый из бюджета украинский уголь.
И кстати. «Из 13 млрд. грн., которые идут на так называемую дотацию для угольной отрасли, 10 млрд. грн. разворовывают и только 3 млрд. грн. поступают шахтерам, - заявил не так давно премьер Арсений Яценюк. - И хотя угольные предприятия никто закрывать не собирается, количество бюджетных денег для шахтеров придется сократить».
Не путают ли киевские власти углепром с коррупцией? Само по себе заявление Арсения Яценюка развеивает миф о дотационности Донецкой области. Если шахтерам поступали только 3 млрд. грн., а остальные деньги разворовывали, тогда область заведомо не могла быть дотационной.
Волшебное слово «валюта»
По статистическим данным за февраль 2014 года, область произвела 16% ВВП Украины и осуществила 20% общенационального экспорта. Одни только металлургические заводы, половина из которых находится на донецкой земле, обеспечивают 42% поступления валюты в страну.
Донецкая область экспортирует не только продукцию машиностроения, химической и металлургической отраслей, но и сельхозпродукцию. За рубежом пользуются спросом подсолнечное масло, кукуруза и зерно. Кроме того, благодаря порту в Мариуполе через регион проходят большие транзитные потоки.
К тому же часть угля, добываемого в Донецкой области, продается… на экспорт за валюту. Да, это не шутка. В минувшем 2013 году экспорт угля из Донецкой области составил 3,5 млн. тонн. В целом от экспортных поставок угля и кокса за прошлый год получено $643,6 млн., или 5,2% доходов областного экспорта. И еще. Вы, конечно, будете смеяться, но главная надежда украинской экономики - залежи сланцевого и песчаникового газа, которые находятся на Юзовской площадке. Кто-нибудь догадывается, почему эта площадка так называется?
Кстати, о валюте. В том же 2012 году экспорт Донецкой области за пределы Украины составил $13,9 млрд., а импорт - лишь $5 млрд. В 2013 году экспорт Донецкой области составил $12,4 млрд., или 19,6% общеукраинской валютной выручки, импорт - $6,1 млрд. За два первых месяца нынешнего года ситуация похожая: экспорт Донецкой области составил $1,74 млрд., или 19,1% общеукраинского экспорта, а импорт - $410,5 млн., или 4,4% общеукраинского импорта. По сути это означает, что Донецкая область
по-прежнему дает Украине каждый пятый заработанный доллар. То есть на фоне отрицательного внешнеторгового сальдо Украины в $267,4 млн. Донецкая область имеет положительное внешнеторговое сальдо почти в $1,33 млрд. и по этому показателю лидирует среди регионов Украины.
Почему это так важно? Да потому, что все импортные товары в Украине закупаются именно за валюту. Не за гривню, а за валюту. Все в Украине, начиная с российского газа и нефти и заканчивая немецкими холодильниками, китайскими телевизорами и турецкими свитерами, куплено за валюту. И тот факт, что продается все это в Украине за гривню, сути вопроса не меняет.
Хочет, чтобы не бросал
Попытки доказать дотационность Донецкой области сильно напоминают известный эпизод из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Барон Мюнхгаузен входит в суд, где рассматривается дело о его разводе, и спрашивает у стоящего рядом горожанина, что именно происходит. «Баронесса клянет барона последними словами, - отвечает тот. - Говорит, что он сволочь, мерзавец и подлец». - «О! И чего хочет?» - спрашивает барон. «Известное дело, чтобы не бросал», - смеясь, отвечает горожанин.
Однако предсказать, как будут развиваться экономика и социальная сфера и Донбасса, и Украины в случае их развода, с помощью простых экономических выкладок нельзя. В качестве примера можно привести референдум о суверенитете Украины. Многие помнят, какие красивые там были экономические показатели, Украина сравнивалась с Францией, ей прочили такое же (если не более блестящее) будущее. Где это будущее? Но если завтра развод?
Без инвестиций и развития
И Донецкой области ее отделение несет далеко не конфеты. «Если анализировать, какие отрасли экономики Донбасса больше всего выиграют от разблокирования импорта в Россию, я отметил бы кроме машиностроения еще предприятия ВПК, - считает заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило. - Украина традиционно мало выделяла денег на закупки техники для армии, а в России на это направляются миллиарды долларов. Улучшится положение предприятий аграрного сектора - на востоке много индустриальных агрохозяйств, особенно в мясо-молочном секторе. Разумеется, открытие границ с Россией даст им доступ на колоссальный рынок сбыта. Логистические и транспортные компании могут рассчитывать на увеличение грузо- и пассажиропотока в Россию, который сейчас снизился в несколько раз. Не исключено, что нарастят прибыль туроператоры - появится возможность без лишней бюрократии и волокиты организовывать туры в Россию».
«Одна из основных отраслей, тесно связанныхс Россией, - машиностроение, - пояснил руководитель аналитического департамента инвесткомпании ConcordeCapital Александр Паращий. - Продукция большинства донбасских машзаводов поставляется в Россию. Это и Стахановский вагоностроительный завод, и «Азовмаш», и Новокраматорский машзавод, и, с некоторыми оговорками, «Лугансктепловоз». Они почти полностью зависят от экспорта в Россию, и снятие границ, ограничений, пошлин, смягчение условий сертификации продукции им, без сомнения, выгодно. Скорее всего, резко снизится цена на российский газ. А от этого выиграют предприятия химической промышленности - тот же «Стирол» - и энергетики. В России почти нет электростанций, работающих на угле. Дешевый газ для ТЭС станет для них стимулом перехода на это более эффективное топливо. Весь этот позитив – из области фантастики. Дальше – огромнейшие проблемы. Но сокращение потребления угля приведет к закрытию донбасских шахт, поскольку себестоимость угля на них очень высокая. Экспортировать же украинский уголь не получится как из-за высокой цены, так и из-за низкого качества».
Кроме закрытия донецких шахт серьезной проблемой станет разрыв производственной цепочки руда - сталь. Практически все месторождения железной руды, используемой донецкими металлургическими предприятиями, находятся за пределами Донецкой области - в Кривом Роге. Нынешний губернатор Днепропетровской области - яростный противник независимого Донбасса. Как металлурги Донбасса будут получать руду из Днепропетровской области в случае отделения - большой вопрос. Какова будет цена и не придется ли переходить на более дорогую российскую руду? Такой расклад выбивает главный козырь Донбасса - металлургию, приносящую львиную долю валюты. Кроме того, есть высокая вероятность, что Европа и США введут санкции против Донбасса.
Это означает, что донецкая металлургия потеряет свой самый лакомый рынок сбыта. Вообще же, предприятия Донецкой области экспортируют продукцию более чем в 100 стран мира. При правильной организации санкций на Западе экономика региона может быть быстро и эффективно подорвана.
Кроме того, Украина (скорее всего, из принципа) так или иначе закроет свой рынок сбыта для товаров из Донбасса. Производители будут вынуждены ориентироваться на рынок России. Но там уже присутствуют российские аналоги, потеснить которые будет непросто. В условиях превращения Донбасса в «серую» зону никто не будет инвестировать в развитие производства, открывать офисы или отделения в регионе. Многие инвестиционные проекты, особенно связанные с иностранным капиталом, будут отложены или свернуты. Еще одно из очевидных следствий: в Донбассе резко подорожает электроэнергия. Сейчас 50% тарифа формирует дешевая электроэнергия атомных электростанций. Все они расположены не в Донбассе. Выведение этой составляющей означает трехкратный рост тарифов на электроэнергию для населения. И как следствие - обнищание и подорожание всего.
Теги: Донецк Сергей Тарута Александр Турчинов Донбас Переглядів: 1570