Проекты по добыче нетрадиционного газа застопорились

Нафта і газ 06.06.2014    09:12 Украинские проекты по добыче природного газа из сланцев и плотного песчаника, широко рекламируемые прежним правительством, забуксовали. Из трех проектов на сегодняшний день осталось два, причем один из них под вопросом в связи с боевыми действиями на востоке страны.

Война вытеснила газ

В начале июня в СМИ появилось заявление главы финансового подразделения Royal Dutch Shell Саймона Генри о том, что компания приостановила разведку месторождений газа на Юзовской площади на востоке Украины (охватывает Харьковскую, Донецкую и Луганскую области). Он подчеркнул, что компания не выходит окончательно из проекта.

«Это не уход, но мы берем перерыв для наших наземных операций», — заверил он. Причина приостановки, по его словам, — опасения за безопасность сотрудников компании.

Украинский офис Shell поспешил сгладить это заявление: «Планы Shell по разведке природного газа уплотненных песчаников в Украине остались неизменными. Мы готовимся к началу поисковых работ на Юзовском участке. Сейчас проводится базовая оценка состояния окружающей среды».

Вместе с тем сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сообщил, что значительная часть Юзовской площади, которую планировал разрабатывать Shell, находится как раз в районах Славянска и Краматорска. По его словам, Shell отозвал всех сотрудников оттуда еще несколько месяцев назад, и все работы прекратились. «Какие работы, если на территориях, где должны были бурить скважины, идет война!», — сказал он.

Как утверждает Марунич, по жизнеспособности проект Shell можно было бы поставить на второе место после проекта добычи сланцевого газа на западе Украины, который разрабатывает компания Chevron, хотя экономика проекта Shell лучше.

«Если ситуация на востоке Украины стабилизируется, то теоретически можно приступить к бурению на Юзовской площади», — отметил он.

Самый вероятный

Наиболее жизнеспособный на сегодняшний день — проект добычи сланцевого газа на Олесской площади на территории Львовской и Ивано-Франковской областей. Марунич подчеркнул, что единственная проблема, которая может возникнуть при реализации этого проекта, — противодействие со стороны местных органов власти и экологических организаций. Напомним, что ранее Львовский облсовет, предоставив согласие на разработку этого проекта, требовал у Кабинета министров дополнительных преференций. В частности, депутаты Львовского обл­совета хотели, чтобы правительство изыскало средства на рекультивацию свалки твердых бытовых отходов (ТБО) под Львовом и включило депутатов облсовета в состав Межведомственной комиссии по составлению и исполнению договоров о распределении продукции при эксплуатации месторождений Олесской площади.

    $300-350 достигает себестоимость добычи 1 тыс. куб. м сланцевого газа на Олесской площади

Депутат Львовского обл­совета Алексей Балыцкий сообщил «Капиталу», что ни одно из этих требований так и не было выполнено. По его словам, львовские власти однозначно будут добиваться решения проблемы рекультивации свалки ТБО. В то же время Балыцкий отметил, что Chevron пока не ведет никаких работ на Олесском участке, а отношение местных жителей к этому проекту назвал не очень благоприятным.

По оценкам Марунича, экономика проекта по разработке Олесской площади хуже, чем проекта Юзовской с Сhevron. «Здесь та же геология, что и в Польше, где себестоимость добычи сланцевого газа оценивается в пределах $ 300‑350 за тыс. куб. м. А у нас эти пласты тоньше», — сообщил он.

Шельф ушел на глубину

В начале июня стало известно о крахе еще одного проекта в сфере добычи углеводородов, на который делало ставку украинское правительство. Американская компания ExxonMobil, которая планировала разрабатывать Скифский участок шельфа Черного моря, отказалась от этих планов.

Этот проект правительство воплощало очень долго. Еще в 2012 г. Украина провела конкурс на заключение соглашения о распределении продукции по Скифскому участку, победителем которого стал консорциум, в который входили ExxonMobil (ей принадлежало 40 % в этом проекте), Shell (35 %), австрийская OMV в лице румынской дочерней компании Petrom (15 %) и «Надра Украины» (10 %). Однако подписание самого соглашения неоднократно откладывалось: сперва его планировали подписать в 2012 г., затем — в 2013 г., пока в январе этого года Shell не заявила, что выходит из проекта. А на прошлой неделе посол США в Украине Джеффри Пайетт сообщил, что от участия в проекте отказался и ExxonMobil.

После аннексии Крыма Россия заявила, что продолжит разработку проектов по добыче газа на шельфе, но эксперты считают, что это маловероятно. По мнению старшего аналитика инвестиционной компании Dragon Capital Дениса Саквы, международные компании не будут заниматься этим проектом совместно с Россией из‑за угрозы санкций. «А у России есть свои месторождения, которые им нужно разрабатывать в первую очередь», — сказал он.

Эксперт компании Eavex Capital Дмитрий Чурин отметил, что после аннексии Крыма Россией юридический статус территории шельфа, на которой планировалось добывать газ, не определен, поэтому и с возможными проектами — полная неопределенность.



Теги:   ExxonMobil Дмитрий Чурин Royal Dutch Shell Chevron Shell Джеффри Пайетт Алексей Балыцкий Переглядів:   1169

Читайте також:

21.01

Індія в листопаді наростила імпорт СПГ на 12%

21.01

Трамп скасував мораторій на видачу нових ліцензій на експорт скрапленого природного газу

21.01

Дані по ОВДП які знаходяться в обігу на 21 січня від Нацбанку