Низковолатильные фонды привлекают инвесторов

Ринки 14.07.2014    11:59
Волатильность на большинстве рынков очень низкая. Может показаться странным, что существует высокий интерес к стратегиям, направленным исключительно на избегание волатильности. Однако они работают: управляющие фондами увлеченно и успешно продают акции «низковолатильных» биржевых инвестиционных фондов.
Частично это отложенная реакция на катастрофы 2008‑го. У индивидуальных инвесторов свежо в памяти падение, и они не хотят, чтобы оно повторилось. Однако также существует высокий интерес со стороны институциональных инвесторов, которые отчаялись найти стратегии, позволяющие обогнать по показателям проблемный рынок, и остановились на стратегиях smart beta (инвестиционные стратегии, которые ориентируются не на традиционные индексы, где применяется критерий рыночной капитализации, а на альтернативные критерии дивидендов или волатильности. — «Капитал»).
Стратегии Smart beta предполагают формирование индексов, которые систематически получают выгоду от аномалий на рынке. Например, взвешивание по дивидендам или балансовой стоимости подтолкнет к покупке недооцененных компаний, которые со временем превзойдут своих конкурентов по показателям. Регулярное ребалансирование портфеля прямо влечет за собой покупку недавних неудачников и продажу недавних победителей, что является хорошей идеей. Однако аномалии низкой волатильности бывают разные. Ученые показали, что портфель акций, цены на которые не волатильны, в долгосрочной перспективе превзойдет портфели более волатильных акций.
Это бросает вызов финансовой теории и здравому смыслу. Теория гласит, что акции в долгосрочной перспективе превосходят другие классы активов, потому что они сопряжены с бóльшим риском, и в долгосрочной перспективе инвесторам этот риск компенсируется. Низковолатильные акции меньше, чем другие ценные бумаги, подвержены риску распродажи активов, из‑за чего в долгосрочной перспективе они должны сильно способствовать низким показателям. И все равно их покупают с целью обогнать рынок.
Ведется серьезная академическая дискуссия о специфике процесса. В инвестиционном мире низковолатильные активы, похоже, служат двум разным целям — для институциональных и индивидуальных инвесторов.
В мире индивидуальных инвесторов низковолатильные биржевые инвестиционные фонды — последний писк моды, их акции продают как инструмент снижения риска, а не повышения дохода. Они перестали быть неинтересной инвестицией, как было в нетипичных условиях последних нескольких лет, даже несмотря на то что продаются они трудно. Инвесткомпания BlackRock продает акции «с минимальной волатильностью» группы своих биржевых инвестиционных фондов iShares, так определяя их преимущества: они характеризуются «потенциально более низким риском», они «позволят снизить убытки во время падения рынка и при этом получать прибыль на рискованных рынках», они могут минимизировать «рыночные пики и падения». Возможно, это правда, однако показатели этих бумаг были низкими. С конца 2011 г., вскорости после выпуска, доход по акциям американского низковолатильного фонда iShares составил 47,3 %, по сравнению с 64,6 % по S&P500 и 69,7 % по акциям биржевого инвестиционного фонда FTSE-RAFI, предлагаемым PowerShares, который руководствуется такими классическими факторами smart beta, как стоимость.
Структура биржевого инвестиционного фонда iShares точно показывает те типы акций, от которых можно ожидать неинтересной динамики. Самые большие доли в этом фонде составляют акции Merck, Johnson & Johnson, PepsiCo, Verizon, Automatic Data Processing и ExxonMobil. Это «качественные», но скучные акции, которые часто изобличают в дешевизне. Низковолатильное инвестирование по такому принципу выглядит скорее как ультраконсервативное.
В более долгосрочной перспективе картинка выглядит лучше. Сформированные Edhec-Risk Institute индексы Scientific Beta, которым следуют многие игроки отрасли, показывают, что американские низковолатильные акции в ходе кризиса 2007‑2009 гг. пережили снижение на 47,8 %, тогда как общий доход по S&P 500 сократился на 54,9 %. С момента наибольшего падения в марте 2009 г. показатели низковолатильных акций были практически идентичны показателям S&P 500. Только в последние два года низковолатильные акции сильно упали по сравнению с S&P 500.
Среди прочих стратегии smart beta предлагают еще один вариант использования низковолатильных акций. Обоснование состоит в том, что в течение длительного периода появилось несколько факторов, которые могут помочь обогнать рынок. Не все они сработают в одно и то же время, однако сбалансированный портфель стратегий может принести результат.
Даже исходя из этого низковолатильные акции — плохой объект для инвестиций. Согласно Edhec-Risk Institute, в прошлом месяце стратегия smart beta дала самый худший результат, а ценные бумаги были единственными, которые отстали от рынка. Это легко объяснить. В любом случае, если волатильность низкая, люди не будут платить за то, чтобы избежать волатильности.Более того, рынки сильны. Индекс S&P 500 Low Volatility был запущен в 1991 г. С того момента самые лучшие показатели рынок США в целом демонстрировал в течение 89 месяцев. По данным S&P Indices, 82 % из этого времени низковолатильные акции отставали от рынка. Время низкой волатильности — это не время инвестировать в низкую волатильность.
Для индивидуальных инвесторов низковолатильные акции действительно могут быть целесообразным инструментом для защиты от распродажи акций. Простое переключение на валюту было бы более эффективным, однако низковолатильные акции по меньшей мере спасают от сложности выбора подходящего времени для операций на рынке.
Более интересный способ использования низковолатильных бумаг касается институциональных инвесторов. Как поясняет Аксель Мерк из Merk Funds, крайне низкая волатильность, возможно, является результатом экстремальной монетарной политики. Велики шансы, что волатильность возрастет, как только Федеральная резервная система США начнет ужесточать политику. Покупка низковолатильных индексов может стать хорошим способом победить восстановление волатильности.

Теги:   S&P 500 Переглядів:   1007

Читайте також:

06.01

"Сьоґун" тріумфує на "Золотому глобусі

06.01

Україна до 2028 року планує завершити масштабну реконструкцію міжнародного автомобільного пункту пропуску Ягодин

06.01

Прем'єр-міністр Канади Джастін Трюдо оголосив про відставку