Минюст намерен полностью изменить правила регистрации недвижимости
Ринки 16.07.2014 08:20В следующем году государство намерено начать регистрировать сделки купли-продажи недвижимости по новым правилам. Соответствующий законопроект подготовило Министерство юстиции. По словам главы ведомства Петра Петренко, функцию регистрации передадут местным властям, а сами сделки будут проводиться «в слепом режиме». «Принимать документы будут администраторы, а обрабатывать — регистраторы, с которыми клиенты не смогут контактировать», — поясняет Петренко суть реформ.
Новые правила
Законопроект Минюста планируется зарегистрировать в парламенте осенью. До этого времени новая система регистрации будет опробована в Центре предоставления административных услуг Соломенской райгосадминистрации Киева.
Реформировать процедуру регистрации сделок планируется в два этапа. На первом из них будут созданы фронт- (администраторы, которые принимают документы) и бэк-офисы (регистрируются сделки). Чтобы избежать коррупции, Минюст предлагает распределять документы между регистраторами из разных регионов страны. Например, сделку с куплей-продажей киевской квартиры могут зарегистрировать специалисты из Львова. Для этого регистраторы будут получать сканированные документы заявителей по электронной почте. Нотариусов намерены лишить права регистрировать сделки — они будут только принимать документы и отправлять их регистраторам.
Передать все функции регистрации недвижимости местным властям Минюст планирует на втором этапе реализации реформы. После этого Укргосреестр будет лишь контролировать работу государственного реестра, регистраторов и заниматься обучением сотрудников. «В следующем году Укргосреестр планирует передавать дела на места», — подчеркнул Петр Петренко.
Единый реестр имущественных прав чиновники хотят сделать общедоступным. Взять выписку из него сможет любой украинец — для этого ему необходимо будет зарегистрироваться в системе. «Бланки документов на право собственности предполагается отменить — документы будут печатать на обычных листах с печатью», — поясняет глава Укргосреестра Анна Онищенко.
Система несовершенна
Инициатива Минюста — это попытка изменить правила регистрации недвижимости, которые вступили в силу с 1 января 2013 г. Вместо БТИ с начала прошлого года все сделки удостоверяют нотариусы и госрегистраторы. Но у существующей системы регистрации недвижимости масса недостатков, пояснила партнер и руководитель практики недвижимости юридической фирмы DLA Piper Украина Наталья Кочергина.
Петр Петренко рассказывает, как в одном из центров регистрации недвижимости в Деснянском районе Киева пообщался с женщиной, которая уже семь раз пыталась подать документы на регистрацию жилья. «Но ей отказывают, поскольку она принесла оригинал, а не заверенную копию договора купли-продажи», — возмущается министр.
В $750 млн может обойтись Украине создание новой системы регистрации недвижимости
Руководитель отдела разрешительной документации девелоперской компании UDP Александр Дидык в свою очередь рассказывает, что проблем с регистрацией недвижимости на первичном рынке сейчас нет. «Создан специальный офис для обслуживания застройщиков, и очередей на обработку документов практически нет», — поясняет он.
Масса неточностей
Новации Минюста вызывают массу вопросов. Руководитель департамента недвижимости и строительства компании Astapov Lawyers Иван Трофименко полагает, что проблемой может стать сотрудничество между регистратором и БТИ, в архивах которого сейчас находятся неоцифрованная часть бумажных реестров. «Многие нотариусы нашли возможность оперативно получать сведения БТИ. Как львовский регистратор, выбранный по системе «русской рулетки», будет оперативно сотрудничать с киевским БТИ по вопросам подтверждения данных старых бумажных реестров — непонятно», — говорит Трофименко. Директор Всеукраинской ассоциации БТИ Дмитрий Павленко поясняет, что данные не передаются из‑за отсутствия механизма. «Нужен соответствующий закон», — уверен он.
Создание новой системы регистрации недвижимости — дорогое удовольствие, признает Дмитрий Павленко. «Грузия потратила на эти цели около $ 50 млн. Украине нужно будет в 15 раз больше», — отмечает он и добавляет, что в регионах может возникнуть нехватка квалифицированных кадров. Столь частая смена правил регистрации недвижимости вызывает недоумение, считает президент Ассоциации специалистов банковской оценки Сергей Фролов. «Люди не до конца приспособились к существующим правилам, а им уже предлагают новые» — отмечает он.
Треть документов на регистрацию недвижимости
в Грузии поступает через интернет
При регистрации недвижимости Грузия столкнулась с теми же проблемами, что и Украина, рассказывает экс-заместитель министра юстиции этой страны Джаба Эбаноидзе. В Грузии параллельно функционировало несколько реестров, что создавало массу проблем. «Грузинам нужно было получить справку, чтобы оформить другую справку», — рассказывает он. Система была настолько запутанной, что местные жители готовы были платить взятки, лишь бы не ходить по инстанциям.
Ситуация изменилась в 2004 г., когда было реформировано БТИ, а его функции переданы регистрационной службе. В службе создали фронт (занимался приемом документов) и бек-офисы (непосредственно заключали сделки и не общались с клиентами), что позволило избавиться от коррупции. На сайте службы грузины, которые подали документы на регистрацию, могут в режиме реального времени следить за тем, на какой стадии находятся их документы.
Более того, все замечания государственные регистраторы обязаны делать в письменном виде, что позволяет собственнику недвижимости их обжаловать.
В 2006‑2007 гг., когда на рынке недвижимости количество сделок выросло в три-четыре раза, регистрационная служба позволила некоторым своим клиентам, например строительным компаниям, присылать сканированные копии документов. На их основании регистраторы проводили сделки, а оригиналы документов нужно было донести до конца месяца. «Около 30‑40 % заявок поступает в службы через интернет», — говорит Джаба Эбаноидзе. Этот шаг, по его словам, избавил офисы регистраторов от очередей. В Грузии реестр имущественных прав является общедоступным, что позволило избавиться от подделок. Все желающие могут распечатать выписку из реестра дома или в офисе, а регистратор сверяет полученный документ с базой данных.