Украина проведет уже второй в этом году секвестр госбюджета
Ринки 18.07.2014 09:03Министерство финансов подготовило очередной проект секвестра государственного бюджета на 2014 г. На этот шаг пришлось пойти по итогам переговоров с миссией Международного валютного фонда, которая пребывала в Киеве с 24 июня по 12 июля.
Как ранее писал «Капитал», МВФ не одобрил расширение дефицита государственной сметы. Поэтому, согласно предложениям, презентованным министерством 14 июля на совещании с премьерминистром Арсением Яценюком (имеются в распоряжении «Капитала»), было решено сохранить размер дефицита на прежнем уровне — 68,6 млрд грн, пересмотрев главный финансовый документ.
Согласно совместным оценкам Минфина и МВФ, на данный момент в бюджете дыра в размере 14,4 млрд грн. Чтобы устранить ее и при этом выйти на заложенный весной размер дефицита, Минфин предлагает увеличить доходы бюджета на 12 млрд грн и одновременно сократить его расходы на 2,7 млрд грн.
Как сообщил журналистам министр финансов Александр Шлапак, эти расчеты основаны на новых макропрогнозах — падении реального ВВП на 6-6,5 % и инфляции в размере 19 %.
Правда, по словам министра, вчера на заседании правительства пакет изменений утвержден не был. Кабмин вернется к нему в пятницу, 18 июля.
Затянули пояса
Пересмотр расходной части бюджета не состоит исключительно из урезания расходов. Как заявлял ранее премьер-министр, правительство намерено предусмотреть в новой версии бюджета увеличение расходов на оборону. Ведомство министра финансов Александра Шлапака предлагает выделить в резервном фонде на укрепление обороноспособности, а также для восстановления востока Украины после окончания АТО 10,5 млрд грн. Если бы не эта дополнительная нагрузка на государственную казну, секвестр бюджета — урезание расходов по другим направлениям — был бы гораздо скромнее предложенных 13,2 млрд грн.
Собственно секвестр бюджета состоит из трех частей. Первая — сокращение расходов на Фонд соцстрахования на случай безработицы и Фонд соцстрахования временной потери трудоспособности на 1,4 млрд грн. и 0,6 млрд грн соответственно. Высвобожденные за счет этого средства Минфин предлагает перенаправить на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
Третья, наиболее масштабная часть секвестра заключается в отказе от расходов, которые правительство недофинансировало в первом полугодии
Вторая часть ревизии бюджета состоит в уменьшении расходов на содержание центральных органов власти. На этом Минфин рассчитывает сэкономить 3,7 млрд грн. Прежде всего, пустить под нож предлагается расходы на Министерство доходов и сборов (это сбережет 747 млн грн), органы прокуратуры (504 млн грн) и Министерство соцполитики (404 млн грн, 94 % из которых — дотации на выплату пенсий и надбавок к ним).
Также затянуть пояса придется Министерству аграрной политики и продовольствия (минус 260 млн грн), Министерству юстиции (212 млн грн), Министерству экономического развития и торговли (119 млн грн, большая часть из которых будет сэкономлена на управлении в сфере статистики), Верховной Раде (110 млн грн), Министерству здравоохранения (109 млн грн, в основном за счет санитарно-эпидемиологической службы).
Третья, наиболее масштабная часть секвестра заключается в отказе от расходов, которые правительство недофинансировало в первом полугодии и которые финансировало бы в последнюю очередь во втором. В целом эта часть секвестра должна сэкономить в бюджет 7,5 млрд грн.
В ущерб регионам
Классикой жанра во времена экономического спада для любого украинского правительства уже стала экономия на местных органах власти. Не обошлось без этого приема и на этот раз. Так, в рамках третьей части секвестра Минфин предложил сократить дополнительные дотации местным бюджетам на 0,7 млрд грн. Также в среднем на 15 % были «подстрижены» расходы на содержание всех областных госадминистраций. За счет этого удастся сэкономить еще 0,5 млрд грн. Наконец, полностью лишился финансирования (1 млрд грн) фонд регионального развития. Таким образом, именно за счет регионов предлагается провести 14 % второй и 23 % третьей частей секвестра.
Попытка Минфина сэкономить на регионах вызвала споры среди экспертов. «Без экономии на местных бюджетах Кабмину не обойтись, поскольку наиболее значительный ресурс для экономии — социальные расходы — и так уже были радикально сокращены весной», — полагает директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук. По его мнению, первыми под нож следует пускать капитальные расходы, которые как раз и предусматривает Фонд регионального развития.
Однако, по мнению эксперта по вопросам местных бюджетов Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, нелогично лишать финансирования фонд, инвестпроекты которого были одобрены Кабмином всего несколько дней назад. Кроме того, нельзя экономить на областях, поскольку правительство ожидает восстановление инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях, отмечает Слобожан.
Список жертв
Еще одним источником экономии Минфин предлагает сделать отраслевую поддержку. Ведомство Шлапака планирует урезать на 18 % государственную поддержку угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов из себестоимости готовой угольной продукции. Это сэкономит бюджету 2,2 млрд грн. Еще 0,4 млрд грн обеспечит сокращение на 43 % средств, предусмотренных на реструктуризацию угольной и торфодобывающей промышленности. В отличие от экономии на регионах, этот шаг эксперты поддерживают.
По словам Боярчука, правительство не может себе позволить сократить финансирование зарплат шахтеров, однако ту часть поддержки, которая направляется на обновление оборудования и которая является очень коррупционноемкой сферой, урезать необходимо. Более того, по мнению Слобожана, эти де-факто субсидии для угольной промышленности нужно было сократить на все 6 млрд грн, которые были изначально предусмотрены на второе полугодие на господдержку угледобывающей отрасли.
Впрочем, секвестр бюджета еще не гарантирует, что его пересмотренный вариант будет выполнен в полной мере. По расчетам Минфина, потенциальная экономия за счет недофинансирования расходов госбюджета может достичь по итогам года 39,7 млрд грн.