Экспорт украинских товаров в Россию по итогам года упадет на $5 млрд
Ринки 22.07.2014 08:46 Политический кризис в отношениях Киева и Москвы семимильными шагами переходит в экономическую плоскость. В прошлую пятницу премьер-министр Арсений Яценюк, выступая перед крупнейшими промышленниками страны, заявил, что ввиду обострения ситуации в Донбассе он не исключает полного ограничения двухсторонней торговли с Россией. Премьер предупредил, что в случае закрытия российского рынка экспорт украинских товаров в эту страну сократится примерно на $ 5 млрд. Из них потери промышленных компаний по сравнению с прошлым годом могут достичь $ 4,3 млрд, еще на $ 621 млн просядут поставки сельхозтоваров и продуктов питания.Натянутые отношения между странами уже привели к тому, что за первые пять месяцев экспорт промышленной и сельскохозяйственной продукции из Украины в РФ сократился более чем на 30 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Стоит отметить, что еще в прошлом году Россия была крупнейшим торгово-экономическим партнером Украины. Экспорт товаров в эту страну составил немногим больше $ 15 млрд, тогда как импорт был на уровне $ 23,2 млрд.В поисках лучшей жизниКроме того что до последнего времени российский рынок являлся основным для украинских компаний, для некоторых предприятий он оставался единственным экспортным направлением. В прошлом году «Лугансктепловоз» и Николаевский глиноземный завод поставляли свою продукцию только в РФ. Более 90 % экспортных товаров компании «Мотор Сич» также покупали российские заказчики.$15,06 млрд составил общий объем экспорта украинской продукции в Россию в 2013 г. Импорт был на уровне $23,2 млрдВпрочем, как отметил Яценюк, «Россия — это не единственный рынок в мире, на который должна поставляться украинская продукция». По словам премьера, уже сейчас многие компании самостоятельно вышли на другие рынки сбыта. Потому диверсификация рынков — первоочередное задание, которое стоит как перед бизнесом, так и перед государством, сказал он. Со своей стороны правительство обещает усилить работу экономических отделов при посольствах Украины за рубежом.Помимо стран ЕС, в перечне потенциальных рынков сбыта в зависимости от типа продукции значатся Китай, Корея, Вьетнам, Бразилия, Египет, Иран. Кроме того, Кабмин рассматривает возможность антидемпинговых расследований по импорту разного рода продукции в Украину, в том числе сельхозтехники и товаров легкой промышленности. Вместе с тем правительство хочет добиться от других стран лояльного отношения к украинской продукции. В частности, Кабмин намерен договариваться со странами Латинской Америки о смягчении торговых барьеров, с Турцией — о снижении ввозных пошлин на кондитерские изделия, с Китаем — о согласовании условий сертификации продукции птицеводства и молокоперерабатывающей промышленности. По мнению президента компании «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, прежде чем пойти на торговую блокаду с Россией правительству следует определиться с тем, как оно компенсирует потери компаниям и что сделает с сотрудниками предприятий, которые рискуют остаться без работы в случае экспортных ограничений в РФ. «Руководители предприятий ОПК обратились к президенту Петру Порошенко с просьбой не делать поспешных шагов без реальных мер по компенсациям. Ведь внутреннего рынка нет, а в третьих странах странах никто в нашей продукции не нуждается, так как мы собрали заказы где только возможно», — сказал Богуслаев «Капиталу».
Свои помогут
Несмотря на опасения производителей, премьер дал понять, что в ближайшие два года в условиях дальнейшего осложнения отношений с РФ их ждут сложные времена. По словам Яценюка, сегодня компаниям сложно привлекать финансирование на нужды производства. «Когда инфляция ожидается на уровне 19 %, получить кредит под 10 % сложновато», — признал премьер. В связи с этим глава правительства не исключает, что государство пойдет на то, чтобы предоставлять точечную поддержку промышленным предприятиям. О каких именно стимулах идет речь, он не уточнил, также не назвал, какие компании удостоятся госльгот.
В нынешних условиях промышленников может выручить внутренний рынок, уверены в Кабмине. К примеру, согласно правительственным расчетам, потребности страны в продукции машиностроения превышают несколько миллиардов долларов. В качестве возможного компенсатора для производителей вагонов в правительстве называют программу обновления пассажирских вагонов. Еще ранее одним из вариантов реализации этой программы называли предоставление государственных гарантий «Укрзалізниці» для привлечения кредитов под обновление парка вагонов.
По мнению первого вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Сергея Прохорова, оживлять экономику через внутренний рынок следует со строительной отрасли. «Можно было бы запустить программу «Доступное жилье», сделав ставку на формирование новых пригородных районов с малоэтажными коттеджами. В свою очередь для строительной отрасли промышленные предприятия могут выпускать стеновые панели, сантехнику, оборудование для вентиляции и освещения», — говорит эксперт. Собеседник издания полагает: при наличии спроса на строительные комплектующие появится необходимость в соответствующем оборудовании для их производства. «Значит, у нашего машиностроения будет возможность выпускать линии по изготовлению и сборке, например, той же сантехники и кровельных материалов. Это гигантский локомотив для построения альтернативной экономики с точки зрения загрузки предприятий машиностроения заказами по производству средств производства», — отметил Прохоров.