Россия пытается наладить авиасообщение Крыма с внешним миром
Транспорт 22.07.2014 08:56Российские авиакомпании пытаются расширить карту маршрутов из Крыма. 19 июля авиакомпания «Грозный-авиа» выполнила рейс Симферополь — Стамбул. Это стало первым, помимо полетов собственно в Россию, международным рейсом из оккупированного Крыма.
Напомним, в марте Государственная авиационная служба из-дала нотам (извещение об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов. — «Капитал») о том, что аэропорт Симферополя не может принимать и отправлять самолеты. «Мы как госорган, выдавший аэропорту сертификат эксплуатанта, не можем гарантировать безопасность полетов в этот аэроузел», — поясняет председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк. Запрет проигнорировали российские авиакомпании, которые в этом году резко активизировали полеты в Крым. По данным специализированного сайта flightmapsanalytics.com, если в июле минувшего года в этот аэропорт в среднем выполнялось более 110 рейсов из России в неделю, то в июле 2014 г. — более 310.
Планы полетов
Самолет авиакомпании «Грозный-авиа» совершил техническую посадку в российской Анапе, а после продолжил рейс в Турцию.
Так авиакомпания получила разрешение Турции на полет и обошла украинский запрет. «На обратном рейсе не садились в Анапе по разрешению российских диспетчеров», — отмечает генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук.
Согласно данным онлайн-табло аэропорта «Симферополь», авиакомпания «Грозный-авиа» планирует выполнять полеты из Симферополя в международный аэропорт имени Сабихи Гекчен (Стамбул, Турция) с 15 июля по 30 сентября 2014 г. ежедневно на самолете Як-42.
Но россияне не единственные, кто будет летать между Крымом и Турцией. В том же расписании есть рейсы Симферополь-Стамбул, которые планирует выполнять турецкая авиакомпания Pegasus Airlines с 1 августа. Правда, на сайте перевозчика информация другая: полеты начнутся с 1 октября и закончатся 24 октября 2014 г.
Ответить придется
Перспектив для прямых международных полетов между оккупированным Крымом и Турцией нет никаких, уверен эксперт авиационного рынка Вячеслав Коновалов. По его словам, Eurocontrol, который утверждает все планы полетов над территорией стран — членов этой организации, не пойдет на нарушение запрета. «Единственное исключение могут составить аварийные рейсы», — отмечает он.
Согласно Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, государства обязуются привлекать ответственных лиц за нарушение конвенции, правил полетов и регламентов, говорит старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук. «Поскольку авиакомпания «Грозный-авиа» нарушила запрет на полеты в воздушном пространстве Крыма, Украина должна обратиться к России и Турции относительно выявленных нарушений», — советует он. Если эти страны не отреагируют, то необходимо обращаться в Eurocontrol и ИКАО, говорит Гук.
Россия не член Eurocontrol, поэтому прямые санкции за нарушение запрета на полеты в Крым к ней применить трудно. Но, возможно, найдется некий дополнительный механизм воздействия на Турцию, которая является членом Евроконтроля. «Регулярные рейсы между Турцией и Украиной могут выполнять авиакомпании, которые контролируются этими государствами или их гражданами. Поскольку «Грозный-авиа» не принадлежит им, то Украина вправе требовать, чтобы Турция не разрешала полеты этого перевозчика в Стамбул», — поясняет адвокат Андрей Козлов. В противном случае Украина для решения этой ситуации может подключить дипломатические каналы или арбитраж.
Рычагов для влияния на турецкую компанию больше. Если в Крым начнет летать Pegasus Airlines, то Госавиаслужба и «Украерорух» могут отклонить планы ее полетов в материковую часть страны, что приведет к тому, что авиакомпания не сможет летать в Украину, за исключением собственно Крыма, заключает Гук.