Альтернативные деньги: где украинский бизнес ищет фондирование

Ринки 01.08.2014    12:30 Чем украинским компаниям интересны альтернативные площадки на международных биржах и когда стоит ожидать новых размещений наших бизнесменов
 
Кризис, затянувшийся в Украине с момента побега Януковича и постоянно подогреваемый северным соседом, существенно затрудняет украинским компаниям доступ к инвестициям.

Если раньше, компании еще могли получить инвестиции через M&A сделки, IPO или же получить кредит, то сейчас, практически во всех случаях это невозможно.

Основные способы привлечения капитала сейчас недоступны. Кредиты дорогие, M&A сделок нет, а выход на фондовые площадки отложен до лучших времен.

Нынешние ставки по кредитам не отличаются особой привлекательностью. Бизнесу нужны длинные деньги, а банки на данный момент располагают лишь коротким и очень дорогим ресурсом, подчеркивает старший советник по вопросам прессы Европейского банка реконструкции и развития Антон Усов. Фактически, кредиты не могут получить как малый, так и средний бизнес, отмечает он. По данным Простобанк Консалтинг на начало июля в среднем, ставка по гривневому кредиту составляет больше 20%, а по валютному — 10,5% годовых, а это очень дорогое фондирование.

Со сделками M&A не лучше. Юрист фирмы "Астерс" Алексей Демьяненко отмечает, что если раньше сделки по слиянию и поглощению подразумевали получение партнера, который покупает долю в бизнесе, то последнее время они немного видоизменились. "Сейчас это не прямые денежные инвестиции, — говорит Демьяненко. — Партнеры скорее создают совместное производство и инвестируют заказами, которые позволяют предприятию находиться на определенном уровне".

Одно из последних IPO украинской компании было в 2013 году, когда девелопер Arricano привлек $24 млн от размещения своих акций на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи (AIM LSE). До этого, с времен кризиса 2008-го, на крупных площадках никто практически не размещался.

Потому средний бизнес все активней начинает присматриваться к альтернативным площадкам, выход на которые может принести меньшие деньги, однако и условия у них проще. Чаще всего украинские компании присматриваются к альтернативной платформе Варшавской Фондовой Биржи New Connect.

В ходе Первого международного бизнес-форума в Харькове Андрей Дубецкий, исполнительный директор представительства Варшавской фондовой биржи в Украине презентовал данную площадку, как один из самых реальных способов привлечения капитала украинских компаний на международных фондовых рынках.

Так, требования для включения в листинг на альтернативной площадке проще, чем для выхода на открытое размещение. Необходима продажа 15% компании, 1 год финансовой отчетности по международным стандартам и авторизация (своего рода поручительство) компанией, которая уже сертифицирована биржей. В тоже время, для IPO на основной площадке требуется несколько лет финотчетности, продажа 25% акций компании. Но главное — необходимо пройти проверку госрегулятора. Это может быть либо Минфин Польши, либо регулятор той страны, где зарегистрирована холдинговая надстройка компании (Кипр, Белиз, Ирландия, Люксембург и так далее). Стоить это может около миллиона евро, и занять несколько лет, но и объемы привлеченных инвестиций превышают 20 млн евро.

При этом, для выхода на альтернативную площадку времени и денег необходимо меньше. Все зависит от степени соответствия компании международным стандартам. "Если с момента создания предприятие отличалось публичностью, вело финотчетность в соответствии с международными стандартами, проводило аудит и выстроило прозрачную структуру собственности, а также имеет понятную стратегию развития — выход может занять всего месяц", — отмечает Андрей Дубецкий.

Однако, стоит заметить, что большинство желающих в Украине не могут похвастаться подобным уровнем подготовки. В среднем, чтобы попасть на New Connect украинские компании тратят год-два и 100 тыс. евро. В эти деньги входит наем экспертов, которые помогут подготовить компанию к выходу на биржу. Это и аудиторы, и финансовые консультанты, и юристы, и PR-службы.

К текущему моменту на New Connect успешно вышло две украинских компании. Одна из них, Agroliga вышла на площадку в 2011 году. По словам Дмитрия Бабаева, представителя компании C-consulting, который занимался выводом компаний на альтернативную площадку, главным ее преимуществом было наличие определенного пула инвесторов. "Мы могли бы обратиться к одному определенному инвестору, — говорит он, — но это сделало бы нас в определенной степени зависимыми от пожеланий одного человека, тогда как альтернативная площадка биржи дает целый пул инвесторов".

Но на выход она потратила год и 120-140 тыс. евро, а привлекла 1 млн евро за 16% акций. к 2014 году компания готовилась перейти на основную площадку биржи и осуществить IPO, но планам помешала эскалация конфликта в стране.

Другой компанией стала Cereal Planet. Ей повезло меньше, и она вышла на биржу непосредственно перед началом событий Майдана. Но, по словам Андрея Дубецкого, для этой компании главным было не столько привлечение инвестиций, сколько само попадание в листинг на бирже.

Дмитрий Бабаев отмечает, что большое количество украинских компаний также пытается выйти на New Connect. Основное преимущество биржи, которое выделяет партнер C-consulting, это наличие определенного пула инвесторов. При этом, для большинства украинских компаний есть два препятствия — это отсутствие реальной стратегии развития и расхождение в оценках стоимости компании между инвестором и собственником.

Как рассказывают консультанты, многие собственники компаний приходят к инвестору с требованием дать несколько миллионов, чтобы "наладить дела", но при детальном расспросе со стороны инвестора, стратегия собственника рассыпается, так как он не может внятно и пошагово объяснить, на что он потратит предоставленные деньги.

Кроме того, инвестор и собственник по-разному оценивают риски компании. Из-за высоких рисков инвесторы рассчитывают на хороший дисконт, но в итоге, собственники не готовы продавать долю в компании по предлагаемой цене.

"Если стоимость европейских компаний достигает 15 чистых прибылей в годовом исчислении, — комментирует Бабаев, — то украинские компании и в хорошие времена стоили всего 8, а сейчас и вовсе достигают 2,7 EBITDA".

Разница в подходе к определению уровня рисковости зависит от "точки сидения". Если собственник присутствует на месте и понимает, может он справится с рисками или нет, то все, что видит инвестор — это финансовый отчет компании и сводки новостей из зарубежных СМИ.

"Я общаюсь с несколькими инвесторами, — говорит Дмитрий Бабаев. — Это люди, готовые инвестировать во все, кроме IT. Так вот, они говорят, что к вопросу инвестиций мы вернемся не раньше зимы. И то, если конфликт на востоке успокоиться".

И хотя сейчас мало кто готов инвестировать в украинские компании, даже на альтернативных площадках, только для выхода на Варшаву в 2015-м уже готовиться до 10 украинских компаний. Оптимизму бизнесу добавляет подписанная ассоциация Украины с ЕС.

Впрочем, New Connect — не единственная альтернативная площадка, хотя условия на ней одни из самых выгодных для украинских эмитентов. Такие площадки можно найти и на бирже NASDAQ OMX — там альтернатива называется First North. На Лондонской фондовой бирже это AIM, на NYSE Euronext — Alternext, на Гонконгской фондовой бирже это GEM.


Теги:   IPO Астерс M&A Алексей Демьяненко Переглядів:   1223

Читайте також:

21.01

Лідер експрес-відправлень в Україні “Нова пошта” за рік збільшила обсяг доставки на 16%

21.01

Інфляція в єврозоні в грудні прискорилася до 2,4% річних

21.01

Споживчі настрої українців у грудні 2024 року майже не змінилися