Сергей Фурса: Нацбанк наносит ответный удар

Думки 07.08.2014    08:39
Предпосылкой для резких колебаний валютного курса стала легкая политическая турбулентность в Украине после заявления Яценюка об отставке. Для нас – легкая, а вот иностранные инвесторы испугались не на шутку
Впервые под руководством Валерии Гонтаревой и после долгого перерыва Нацбанк вышел на рынок с интервенцией, продавай доллары США. Этот шаг стал ответом на резкий скачок курса на межбанковском рынке, наблюдаемом всю последнюю неделю. И, кстати, совершенно не выбивается из стратегического перехода от политики фиксированного валютного курса (де-факто) к инфляционному таргетированию. Все-таки совсем оставлять без присмотра валютный рынок нельзя, особенно украинский валютный рынок. Ведь он как тинейджер, почувствовавший свободу и ведомый гормонами за приключениями, нуждается в наставлении. Тут главное не перегнуть палку, дабы в результате вырос самостоятельный и сильный человек, а не маменькин сынок, боящийся без регулятора-родителя и шаг ступить.
Предпосылкой для резких колебаний валютного курса стала легкая политическая турбулентность в Украине. Вернее, это для украинских наблюдателей заявление Арсения Яценюка об отставке в стенах правительства могло показаться легкой турбулентностью, а вот иностранный наблюдатель, не посвященный в тонкости отечественного законодательства, испугался не на шутку. Представьте себе аналитика западного банка, базирующегося где-то в Париже. Он покрывает Украину и еще несколько стран, связанных с ней одной рейтинговой цепью. То есть это Пакистан, пару стран Африки и может быть Венесуэла. И времени на Украину у него особо нет, и разбираться в тонкостях политической ментальности некогда. Хоть бы с макроэкономикой разобраться. И вот теперь, на фоне военного противостояния на Востоке, опасений вторжения России и недавнего опыта Майдана, ему приходит сообщение о том, что премьер в Украине заявил об отставке. В его голове уже образовался новый Майдан, и с криком «мама, спасите» написал свои быстрые выводы клиентам. В том числе - корпоративным. При этом такой аналитик обычно является авторитетным экспертом, особенно по оценке событий в таких экзотических уголках мира, как Украина. И вот уже центральные офисы дают команду «свистать всех наверх» своим дочкам в Украине.

Оставлять без присмотра валютный рынок нельзя, особенно украинский валютный рынок. Ведь он как тинейджер, почувствовавший свободу и ведомый гормонами за приключениями, нуждается в наставлении
И если раньше те дочки планировали растянуть перевод своих дивидендов в иностранную валюту на несколько месяцев, то теперь вынуждены были поторопиться. И дивиденды – это только частный случай. Усугубляет ситуацию тот факт, что после введения пенсионного сбора ликвидность валютного рынка резко снизилась. Ежедневный объём торгов составляет $300 – 400 млн., притом, что еще год назад привычный объем составлял порядка $1,5 млрд (не говоря уже о том, что на пике вывода из страны семейного капитала этот показатель превышал $3 млрд.). В результате падения ликвидности рынок стал более волатильным. И теперь гораздо легче раскачать лодку маленьким объемом, причем не обязательно спекулятивным. Такой же эффект был бы если бы в страну вдруг зашло $100-200 млн. иностранных инвестиций, которые попав на межбанк смогли бы укрепить гривну как минимум к 11.0. Но бороться с низкой ликвидностью регулятор пока не в состоянии, тут нужны решения на уровне правительства и парламента. Но это уже лирическое отступление. По факту же курс гривны за неделю прошагал с 11,65 до 12,5 гривен за доллар, где и был встречен интервенцией национального банка. И стоит обратить внимание, что НБУ удовлетворил 48% поданных заявок – достаточно высокий показатель. Таким образом, скорее всего, он превзошел ожидания рынка. Это говорит о том, что интервенцию регулятор проводил не для галочки. И равновесный курс на сегодня НБУ видит ближе к 12,0.

По дивной случайности, ослабление гривны началось сразу после очередного вывода авторитетных финансово-пищевых экспертов о том, что украинская валюта является самой недооценённой в мире по индексу биг-мака. С этим индексом вообще беда. Как только руководство украинского регулятора про него вспоминало, это становилось четким сигналом к тому, что внятные аргументы закончились, и мы на пороге девальвации. Нынешнее руководство НБУ, к счастью, не оперирует такими терминами. И следует рыночной логике, где нет места теориям о справедливой стоимости, а все решает спрос и предложение. И в рыночной стратегии любого регулятора есть место для интервенций на валютном рынке. Которые не заменяют собой рынок, а лишь сглаживают пиковые нагрузки. Но не в силах бороться с трендами.
Теги:   Нацбанк США Сергей Фурса Валерия Гонтарева Переглядів:   2166

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН