Киевские авиастроители выиграли суд у Минобороны РФ

Машинобудування 22.08.2014    08:58

Вчера стало известно, что Хозяйственный суд Киева обязал Министерство обороны России выплатить госпредприятию «Антонов» 29,32 млн рублей пени и 1,62 млн рублей неустойки, что эквивалентно 9,8 млн грн, говорится в определении суда. Такое решение было принято по иску заместителя прокурора центрального региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере в интересах Министерства промышленной политики и ГП «Антонов» на основании нарушения условий договора на выполнение исследовательско-конструкторских работ по военно-транспортному самолету Ан-70. ГП «Антонов» занимается разработкой и производством авиатехники; создано в июле 2009 г. путем присоединения Киевского авиационного завода «Авиант» к Авиационному научно-техническому комплексу имени Антонова (АНТК). В состав ГП «Антонов» также входит авиакомпания «Авиалинии Антонова».

Старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» (представляет интересы ГП «Антонов» в судах) Роман Марченко рассказал «Капиталу», что если решение Хозсуда Киева не будет обжаловано, то следующим шагом «Антонова» станет подача соответствующего ходатайства о признании данного решения в российском суде.

Около 200 млн грн требуют через суд с ГП «Антонов» оборонные ведомства России и Украины

Примечательно, что госпредприятие «Антонов» само в начале этого года проиграло дело Минобороны России в Федеральном арбитражном суде Московского округа за срыв сроков разработки и создания того же Ан-70. Сумма претензий составила 105 млн рублей (38,2 млн грн по текущему курсу). Что касается этих претензий российской стороны, то юрист не смог уточнить текущее состояние дела, правда не исключил, что Россия будет добиваться выплат аналогичным образом. При этом ЮФ «Ильяшев и Партнеры» готова отстаивать интересы украинского предприятия в международных судах.

Получить комментарий в российском оборонном ведомстве вчера не удалось, но ситуацию с готовностью прокомментировали независимые украинские юристы. «Маловероятно, что суд Российской Федерации признает решение украинского суда против своего же министерства, тем более в сегодняшней политической ситуации. Скорее всего, стороны произведут взаиморасчеты, а если компромисс не будет найден, то передадут спор в арбитраж», — считает старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук.

У «Антонова» не все спокойно и на родной земле. В Хозяйственном суде Киева Минобороны Украины требует от предприятия вернуть 164 млн грн за срыв сроков по выполнению контрактов на разработку и строительство того же Ан-70. Рассмотрение дела назначено на 3 сентября. Заместитель генерального конструктора ГП «Антонов» Александр Кива рассказал «Капиталу», что долг образовался из‑за неэффективного использования средств менеджерамив завода «Авиант», который на момент заключения договора не входил в состав «Антонова». «Несколько лет назад правительство заверило нас, что поможет закрыть эту задолженность, но до сих пор этого не произошло. Мы не считаем этот долг проблемой и, думаю, что сможем договориться с нынешним правительством», — говорит Кива. По его словам, сегодня с Минобороны Украины найдено полное взаимопонимание, ведется работа по проектам строительства самолетов специального назна­чения.

Крылья еще машут

Несмотря на судебные перипетии, в госпредприятии уверяют, что профильной работы им хватает. В ГП «Антонов» отмечают, что со своими российскими партнерами предприятие продолжает работать без ограничений, подверглись заморозке (до урегулирования конфликта между странами) лишь проекты военно-технического характера и технического сопровождения авиапарка Минобороны России.

Кроме того, на сегодняшний день ведутся переговоры о производственной кооперации в сфере строительства самолетов с Турцией, Германией, Польшей и Чехией. Продолжается сотрудничество с Кубой, а также с Перу, где собираются построить сервисный центр по обслуживанию самолетов Ан. Помимо этого, продолжается реализация проекта по созданию совместного предприятия в Казахстане для серийного производства Ан-140 100. По словам Кивы, казахстанская сторона подписала межправительственное соглашение, теперь дело за украинским партнером.

За первое полугодие 2014 г. ГП «Антонов» получило 26,37 млн грн чис­­той прибыли при доходе в 1,3 млрд грн.

Проблемы

Впрочем, независимые эксперты считаю, что дела у ГП «Антонов» обстоят не так радужно, как описывают менеджеры объединения. По подсчетам старшего аналитика ИГ «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, чтобы выйти на точку безубыточности каждой модели самолета, предприятию необходимо выпускать не пять штук (в прошлом году предприятие произвело четыре, а в позапрошлом — восемь самолетов), а десятки машин в год. Основная проблема «Антонова» — отсутствие продаж существующих моделей самолетов, в частности региональных Ан-148 и Ан-158. Эксперт считает, что, возможно, потенциальные покупатели не готовы делать ставку на относительно новые самолеты из‑за отсутствия значительного опыта его эксплуатации. «Еще не сформированы окончательные данные по стоимости полного жизненного цикла этого самолета, а одной цены самолета мало для принятия решения при покупке. Продажи можно было бы подстегнуть, направляя инвестиции в создание обслуживающих центров в местах потенциального использования самолетов, чтобы гарантировать их недорогое обслуживание и краткость простоев в случае поломок», — считает Андрейченко. Более того, «Антонов» периодически сталкивается с проблемой нехватки финансирования.

Добавляет хлопот госпредприятию и недавняя попытка смены его руководства. Так, 1 августа Минпромполитики попыталось уволить президента и генерального конструктора ГП Дмитрия Киву и назначить вместо него Сергея Меренкова. На предприятие нового менеджера не пустили, сославшись на то, что в конце марта 2014 г. по распоряжению Кабмина ГП «Антонов» выведено из сферы управления Минпромполитики и передано в ведение Минэкономразвития. К тому же трудовое соглашение с Дмитрием Кивой истекает в феврале 2015 г.

Теги:   Антонов Ильяшев и партнеры Ан-70 Переглядів:   1440

Читайте також:

13.11

Компанія "Ілта" скоротив чистий прибуток на 28%

12.11

Hyundai Motor India скоротила чистий прибуток на 16%, знизила виручку на 8,3%

12.11

"Електрон" поставив перші автобуси для Ужгорода за договором на 13 одиниць