Чем российские суверенные фонды хуже норвежского

Ринки 26.08.2014    08:16
Сегодня правительство разрешило приобрести акции ВТБ и Россельхозбанка за счет 239 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, куда направляется часть нефтегазовых доходов бюджета, пока цены на энергоресурсы остаются высокими. Ранее Игорь Сечин попросил выделить «Роснефти» из ФНБ 1,5 трлн рублей. Министр экономики предложил потратить ФНБ на инфраструктурные проекты. Под сомнительными предлогами правительство собирается отменить обязательную накопительную часть пенсии после того, как часть этих денег была потрачена на Крым. Чем дальше российская экономика будет погружаться в стагнацию, переходящую в рецессию, тем чаще будут звучать подобные предложения потратить деньги, как бы отложенные на будущее, здесь и сейчас.

На этом фоне особенно удивительно смотрятся существующие десятилетиями суверенные и пенсионные фонды других стран. Самый впечатляющий пример – это Государственный пенсионный фонд Норвегии. Он состоит из двух частей – глобальной и локальной. Локальная часть формируется на основе поступлений из государственной системы страхования, глобальная – из сверхдоходов от экспорта нефти.

С середины 90-х годов в глобальном фонде накопилось около $890 млрд (32,2 трлн рублей). Иными словами, стране, где проживает менее половины населения Москвы, удалось скопить сумму, почти равную половине ВВП России за 2013 год. За 15 с половиной лет размер фонда с современной рыночной капитализации компании Tesla до капитализации энергетических гигантов ExxonMobil, Shell и Chevron вместе взятых, показывает график, составленный журналистами портала Quartz.

Объем Государственного пенсионного фонда Норвегии (глобального), млрд долларо 2014 года (1998-2014) 


Деньги ГПФ вкладываются в акции, облигации и недвижимость по всему миру. Это делается для того, чтобы не перегревать экономику Норвегии, а заодно защитить сбережения от колебаний цен на нефть. Средства фонда могут идти на покрытие дефицита бюджета, а в отдаленной перспективе, видимо, когда население Норвегии совсем состарится, а нефть подойдет к концу, – на пенсии.

На сегодняшний день Государственному пенсионному фонду Норвегии принадлежат 1% всех акций и облигаций в мире: от McDonald's и Herbalife до Shell и RollsRoyce. В портфеле норвежцев также есть 4,6% ВТБ; 0,54% «Газпрома»; 0,55% Сбербанка и десятков других российских компаний. После начала истории с санкциями управляющие фонда мудро решили, что пока не будут приобретать новые активы в России, но и продавать существующие тоже не будут. Во втором квартале текущего года доходность глобального норвежского ГПФ составила 3,3% (последние доступные данные).

А как дела обстоят в России? Здесь есть два фонда, аналогичных норвежскому и формируемых за счет нефтегазовых доходов бюджета – Резервный фонд и упомянутый выше Фонд национального благосостояния. Хотя чиновники и главы госкорпораций уже озвучили массу идей, о том, что сделать с их содержимым, на официальном сайте Минфина указано лишь четыре способа потратить стабилизационные деньги. ФНБ предназначен для покрытия дефицита Пенсионного фонда и софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян, Резервный (бывший Стабилизиционный) фонд – для финансирования расходов федерального бюджета и погашения внешнего госдолга. 

Если пересчитать совокупный объем двух российских фондов в рублях 2014 года, окажется, что с 2008 года он то рос, то сокращался. На пике в 2009 году он был равен ВВП Украины и Белоруссии вместе взятых, а сейчас на него можно купить британскую нефтяную компанию BP. На 1 августа 2014 года он составлял 6184 млрд рублей – это чуть меньше, чем на 1 февраля 2008 года, когда появились первые данные об объеме суверенных фондов (более 6200 млрд рублей в текущих ценах). Инвестиционная стратегия российских суверенных фондов намного консервативнее норвежской: им разрешено вкладывать в облигации или класть на депозиты в иностранной валюте. Впрочем, главная проблема даже не в низкой доходности ФНБ и Резервного фонда, а в низком уровне дисциплины по его расходованию.

Совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, млрд рублей 2014 года (2008-2014*)

Теги:   Роснефть Игорь Сечин ФНБ Переглядів:   1035

Читайте також:

22.11

Україна та Азербайджан підписали меморандум про екологічну співпрацю на СОР29

22.11

S.T.A.L.K.E.R. 2 викликав 35% зростання інтернет-трафіку в Україні

22.11

Ціни промислових виробників України у жовтні зросли на 0,8%