«Мотор Сич» создаст СП по выпуску своей продукции в России
Ринки 08.09.2014 09:20Попытки украинских властей запретить поставки в Российскую Федерацию товаров двойного назначения вовсе не стали помехой для продаж двигателей запорожского АО «Мотор Сич» в эту страну. Как заявил в ходе «Гидроавиасалона-2014», проходившего с 4 по 7 сентября в Геленджике (РФ), президент «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев, ограничения коснулись только поставок для нужд Минобороны РФ. По его словам, перенос производства продукции предприятия в Россию не планируется, но рассматривается вариант создания совместных предприятий по выпуску авиационных двигателей. «Никаких запретов со стороны Украины в отношении поставок любой продукции для исполнения Россией контрактов в третьи страны не существует. Есть запрет на продукцию, если она используется для военных целей, — сказал он. — Но у нас 90 % предприятий не поставляет продукцию для Минобороны РФ».
Интересно, что председателю наблюдательного совета «Мотор Сичи» Анатолию Малышу, как он сам об этом заявил в разговоре с «Капиталом», ничего не известно об идее создания СП в России. Не знают о планах Богуслаева и в Объединенной двигательностроительной корпорации (ОДК), тесно сотрудничавшей с «Мотор Сиччю». По словам пресс-секретаря ОДК Анастасии Денисовой, на сегодняшний день стороны ограничиваются лишь совместной эксплуатацией инженерного центра. Напомним, в марте 2014 г. ОДК и «Мотор Сич» создали «Международный инженерный центр», целью которого является координация разработок двигателей для гражданской и военно-транспортной авиации.
За что боролись
Еще в июне первый вице-премьер Украины Виталий Ярема заявлял, что президент Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) запретил сотрудничество с Россией в сфере военно-промышленного комплекса. Затем последовали сообщения с российской стороны якобы о планах Богуслаева перенести производство двигателей на российскую территорию или в третью страну, чтобы сохранить рыночные позиции предприятия. Но уже тогда в «Мотор Сичи» стали опровергать такие заявления, а Министерство финансов Украины утверждало, что поставки двигателей украинской компании в Россию приостановлены. Тем не менее, официальный документ, запрещающий экспорт товаров военного назначения и двойного пользования в РФ с целью их военного конечного использования, появился только 27 августа.
на $1,2 млрд заключила контракт «Мотор Сич» с российской стороной и обязана его выполнить до 2016 г.
Отраслевые эксперты указывают, что у государства не было другого выхода, так как двигатель украинского завода мог поставляться на российский рынок якобы для гражданского транспорта, а по факту использоваться для военной техники. В «Мотор Сичи» утверждают, что такое развитие событий исключено. Анатолий Малыш пояснил, что на этот счет существует официальный документ — сертификат конечного пользователя, нарушение которого грозит исками в международных судах. «Если двигатель заказан для той или иной страны, то он никогда не будет использоваться для Минобороны РФ», — утверждает Малыш.
Не в радость
Партнеры «Мотор Сичи» в Украине раскритиковали намерение Вячеслава Богуслаева развивать сотрудничество с Россией на территории федерации. По словам генерального конструктора ГП «Антонов» Дмитрия Кивы, Богуслаеву нужно думать прежде всего об интересах государства, а не расширять свой бизнес в РФ и пытаться обойти запрет на поставки продукции на российский рынок. «Сегодня «Антонов» рассматривает возможность остановить деятельность совместного предприятия с Объединенной авиастроительной корпорацией на российском рынке, — говорит он. — В условиях войны наличие такого СП будет неправильным по отношению к нашему государству. Мы и дальше будем продавать комплектующие для российских коллег, но уже не в рамках совместной компании».
По словам старшего аналитика инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, «Мотор Сич» зачастую поставляет в Россию не целые двигатели, а агрегаты, которые могут составлять до 70 % мотора. Поэтому для страны в определенной степени является сложным составление четкого списка запрещенных товаров. Если сам двигатель легко вписать в список, говорит эксперт, то все запчасти намного сложнее. «Россия в будущем может обойтись и без продукции «Мотор Сичи» за счет увеличения производства двигателей (до 600 шт. в год) на мощностях ОАО «Климов». Впрочем, сейчас это предприятие может выпускать менее половины необходимого объема, а чтобы полностью покрыть спрос, понадобится два-три года», — говорит он. Аналитик считает, что СП даст возможность временно удовлетворять спрос РФ за счет продукции из Украины, а также без форсирования событий повышать собственные мощности. Тогда как «Мотор Сич» сможет спокойней выполнять свой пятилетний контракт.
Профиль
«Мотор Сич» — крупнейший в СНГ производитель авиадвигателей для вертолетов «Ми» и «Ка», а также самолетов «Ан» и «Як» и промышленных газотурбинных установок. В январе-июне 2014 г. предприятие увеличило чистую прибыль в 1,9 раза (до 1,54 млрд грн) по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Чистый доход возрос на 21 % (до 4,7 млрд грн), а валовая прибыль — на 56,9 % (до 2,4 млрд грн). Портфель заказов компании на текущий год оценивается в $ 950 млн (+5 % к 2013 г.).
«Мотор Сич» поставляет продукцию более чем в 100 стран мира — РФ, КНР, Индию, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока. В 2011 г. она заключила крупный контракт объемом $ 1,2 млрд с компанией «Вертолеты России» на поставку в течение 2012‑2016 гг. 1,3 тыс. двигателей для предназначенных другим странам российских вертолетов Ми-8, Ми-17 и Ми-24.
Теги: Мотор Сич Вячеслав Богуслаев Переглядів: 1565