Александр Стародубцев: Электронные госзакупки: как Украине сэкономить $12 млн в день

Думки 12.09.2014    11:59

Украинское государство, как и любое другое, является крупным покупателем. Все государственные учреждения и компании что-то закупают: как простые товары и услуги – канцелярия, мебель, продукты питания, так и сложные – объекты строительства, геологоразведка, аудит.

В 2013 году бюджет государственных закупок в Украине составил $35 млрд (по курсу 8 грн/$). В 2012 году эта цифра была значительно больше за счет проведения чемпионата по футболу – $80 млрд. Но в среднем можно ориентироваться минимум на $30 млрд государственных закупок в год.

Важной украинской особенностью является то, что все процедуры закупок проходят в бумажном виде: бумажная тендерная документация, запечатанные конверты с предложениями от поставщиков, бумажные отчеты и т.п. И хотя часть сведений и публикуется на специальном государственном портале tender.me.gov.ua, проанализировать в целом информацию о государственных закупках в Украине практически невозможно.

В то же время в мире все государственные закупки активно переходят в онлайн. Это касается не только электронного документооборота, который банально экономит лес, но и процедур аукционов, когда сам выбор победителя определяется электронной компьютерной программой.

Мировой опыт показывает, что при переходе в электронную форму общая экономия на закупках составляет около 10%. В основном это происходит из-за расширения географии поставщиков, которые получают легкий доступ к тендерам по всей стране. Коррупция при электронных торгах также существенно снижается, так как прозрачность процедур и документов просто убивает многие теневые схемы.

Итак, считаем: $30 млрд * минимум 10% экономии/250 рабочих дней = $12 млн в день. При стоимости АТО $8 млн/день есть за что бороться. Как вы понимаете, с нашим уровнем коррупции и откатами в 50% экономия будет не 10%, а значительно больше.

Административно профильным регулятором системы государственных закупок в Украине является соответствующий департамент в Министерстве торговли и экономического развития.

Когда Павел Шеремета стал министром, он встретился с общественными деятелями и активистами, к числу которых принадлежит и автор. Мы организовали встречи с консультантами, бизнесменами, выпускниками бизнес-школ и просто неравнодушными людьми, которые стояли на Майдане, чтобы изменить страну. Создались группы по дерегуляции, человеческому капиталу и так далее. Нашей команде достались госзакупки.

Чуть позже, осознав, что законом реформу в этой стране не сделаешь (нужно менять всю систему), мы познакомились с группой грузинских советников.

Основное отличие грузинской модели – это обязательность электронной системы и полная открытость процедур. Построенная под лозунгом «все видят все», грузинская модель в первую очередь была направлена на борьбу с коррупцией, а все остальное, включая свободу конкуренции – «по возможности». Мы решили, что для Украины такой подход тоже наиболее верный, и полностью переписали нашу концепцию реформы на базе грузинских принципов, учитывая украинскую специфику.

В июне наша группа по закупкам влилась в Гражданскую платформу «Нова Країна», которая объединяет более 2000 человек, создавших общее видение страны и активно продвигающих отдельные реформы. При поддержке платформы мы провели несколько презентаций нашей Концепции реформы, в т.ч. лично президенту Петру Порошенко, после чего министр экономики Павло Шеремета создал под нас группу по реформированию системы государственных закупок, включив туда сотрудников профильного департамента и основных стейкхолдеров процесса.

Кто заинтересован

Кратко перечислю основные заинтересованные стороны:

1. Департамент госзакупок – регулирует данную сферу, устанавливает правила игры, инициирует изменения законодательства, мониторит закупки и т.п.

2. «Зовништоргвидав» – государственное предприятие, подчиняющееся министерству экономики, которое администрирует единый вэб-портал tender.me.gov.ua, публикующий все государственные тендеры и их результаты.

3. Профильный комитет Верховной рады по экономической политике, в котором закупками активно занимается заместитель главы комитета – Ксения Ляпина.

4. Гражданские организации, мониторящие госзакупки – в первую очередь украинский офис Transperancy International (Алексей Хмара и Андрей Марусов) и Центр противодействия коррупции (Виталий Шабунин).

5. Администрация президента. Не имеет прямой задачи в регулировании или мониторинге госзакупок, однако в данный момент очень заинтересована в реформе в данной области по двум причинам. Во-первых, при Дмитрии Шимкиве, заместителе главы АП, организован центр, который помогает «живым» реформам. Во-вторых, они также понимают важность этой реформы. Все международные организации требуют от Украины навести порядок в закупках, так как именно через госзакупки «утекает» существенная часть международной помощи Украине.

6. Группа грузинских экспертов – ребята искренне хотят помочь Украине. Говорят, что если Путин победит Украину, у Грузии тоже нет шансов. Давид Маргания и Тато Урджумелашвили своими руками построили грузинскую систему госзакупок. Это наша лучшая экспертиза на сегодняшний день.

7. Эксперты международных миссий в вопросе госзакупок помогают адаптироваться к директивам ЕС, консультируют, часто готовят проекты документов. В общем, тоже активно участвуют.

8. Представители участников процесса закупок: заказчики, поставщики и посредники (биржи и электронные площадки). Как правило, участники представлены профильными ассоциациями.

9. Группа «Прозрачные закупки» Гражданской платформы «Нова Країна» – это, собственно, мы.

В чем заключается реформа

В целом всю реформу можно разделить на две смысловые части:

1. «Большая реформа», где нужны изменения законодательства, как минимум изменения в закон «О госзакупках» и постановление Кабмина «под него».

2. «Допороговые торги» – те закупки, которые ниже порога, то есть не регулируются законом, а значит, могут быть реформированы быстрее и проще.

Если не брать во внимание некоторые процедурные улучшения, то наша реформа – это разработка и внедрение новой электронной ІТ-системы, которая сделает закупки более простыми для участников и прозрачными для общественности.

Для перевода в онлайн «большой реформы» однозначно нужны изменения законодательства. Необходимый законопроект подан в Раду. Однако в текущих реалиях раньше конца ноября мы его вряд ли получим.

Поэтому по инициативе Дмитрия Шимкива мы решили начать с «допороговых» торгов. Есть целый ряд государственных заказчиков, включая АП, которые уже сейчас хотят перевести свои «допороговые» торги в электронную форму. Осталось дать им ІТ-систему.

В мировой теории закупок есть следующий выбор. ІТ-система закупок может быть моноплатформенной (как, например, в Грузии, где существует одна система) и мультиплатформенной (как, например, в России, где электронных площадок, на которых идут закупки, много).

Преимущества моноплатформенности: единая точка консолидации информации и контроля. Преимущества мультиплатформенности: конкуренция площадок за клиентов, а значит, развитие.

Мы решили сделать гибридный вариант, позволяющий взять преимущества обеих систем. Риск в том, что до этого так никто не делал. Мы будем первыми. Предлагаемая нами конфигурация ІТ-системы выглядит следующим образом:

Электронные госзакупки: взять и сделать

Частные электронные операторы A, B, C…, конкурируя за заказчиков и поставщиков, обеспечат развитие сервисов и системы в целом. В то же время единый для всех модуль базы данных (DB) и аукциона (Бидинг) – обеспечит стандартизацию и адекватность данных для сбора релевантной статистики, ее дальнейшего анализа и мониторинга. Важным моментом является кросс-доступность системы. Это значит, что любой поставщик, клиент оператора A, сможет участвовать на своей площадке А в тендере, объявленном заказчиком на площадке B. Это ключевое отличие от российской системы, где тендер замыкается на одном операторе. То есть, если тендер объявлен на площадке С, все поставщики должны регистрироваться и участвовать в нем только на площадке С.

Кроме того, поскольку у государства в текущей ситуации нет средств на создание «единых» модулей, мы предложили потенциальным участникам системы торгов договориться и написать себе эти модули самостоятельно.

При таком подходе мы рассчитываем запустить первые пилотные закупки уже к Новому году. Электронная система для «больших» торгов может делаться по образу и подобию «допороговых» с необходимыми корректировками, полученными в ходе первых пилотных закупок.

Дальнейшие планы

Мне очень нравится фраза (ее приписывают известному российскому маркетологу Игорю Манну): «Чтобы что-то сделать, нужно три вещи: знать, что делать, знать, как делать, взять и сделать». Последнее самое важное.
У нас есть понимание, что мы делаем. Это понимание изложено в нашей Концепции реформирования системы государственных закупок.

Понимание, как мы будем это делать, у нас появилось в ходе встреч с украинскими операторами электронных закупочных площадок и ведущими ІТ-компаниями. Предварительно это будет open-source программирование отдельных модулей с последующей интеграцией в единую систему.

Теги:   Александр Стародубцев госзакупки Павел Шеремета Нова Країна Переглядів:   1844

Читайте також:

27.05

Основні економічні індикатори першого квартал 2024 року України та світу від Experts Club

26.05

Серйозною загрозою для компаній із виробництва продуктів харчування є перебої в роботі бізнесу

21.05

Україні потрібно більше гуманітарної допомоги, але її обсяги скорочуються - ООН