Луганский производитель вагонных комплектующих переносит производство в Ростовскую область
Машинобудування 24.09.2014 09:28Отечественные машиностроители сворачивают деятельность в Украине и переносят ее на новую площадку в России. На базе Каменского завода транспортного машиностроения (КЗТМ, Ростовская обл.) до конца года начнется выпуск комплектующих для подвижного состава железнодорожного транспорта. Инвестировать в развитие новосозданного предприятия будет ООО «Луганский электромашиностроительный завод» (ЛЭМЗ), размер инвестиций — 475 млн руб. Соответствующий меморандум о сотрудничестве по реализации проекта подписали на состоявшейся на днях конференции Международный инвестиционный проект «Сочи-2014» губернатор Ростовской области Василий Голубев и генеральный директор КЗТМ Вячеслав Краюшкин.
Профиль
ЛЭМЗ специализируется на изготовлении электроаппаратуры, резинометаллических изделий, композитных пресс-материалов, а также зубчатых колес для подвижного состава железных дорог. Оборудование, производимое заводом, используется на локомотивах серии ВЛ, ЭР, ЭД, ЧС, 2ТЭ116, 2ТЭ10, 2М62, ТЭП60, ТЭП70, ЧМЭ, ТЭМ2, многие из которых распространены в Украине и СНГ в целом.
Почти треть всей выпущенной продукции предприятия приходится на машины горнодобывающей промышленности. По информации инвесткомпании Eavex Capital, в 2013 г. завод получил 138,8 млн грн чистой выручки, операционная прибыль достигла 1,2 млн грн. Хотя еще в 2011 г., по данным инвестгруппы «АРТ Капитал», эти показатели составляли 226,90 млн грн и 23,39 млн грн соответственно. До кризиса 2008 г. предприятие в основном работало на украинский рынок. 70 % его производства — заказы «Укрзалізниці» (УЗ).
Причины
Идея переноса украинского предприятия на территорию РФ возникла около двух лет назад, утверждает Краюшкин. С тех пор была приобретена площадка и новое оборудование. Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков заявил «Капиталу», что его ведомство начало работу над проектом еще год назад.
Предполагается создать 800 новых рабочих мест, на старте проекта будет задействовано 200 человек. Сейчас в цехах КЗМТ уже производятся зубчатые колеса для тяговых редукторов, ведется монтаж и наладка оборудования на других производственных участках, которые должны быть введены в эксплуатацию до конца 2014 г. В настоящее время ведется работа в рамках дорожной карты правительства области по импортозамещению, рассказывает Голубев: «Мы создаем не только новое, востребованное на рынке предприятие, но и рабочие места, которые нужны нашему региону». Продукция нового завода транспортного машиностроения будет востребована и непосредственно на территории региона. В частности, по словам Голубева, партнером нового предприятия выступает Новочеркасский электровозостроительный завод.
По данным Краюшкина, предприятие уже имеет заказы на три года вперед. «Создание производства в России приблизило луганскую компанию к своим покупателям, так как ЛЭМЗ поставлял свыше 90 % своей продукции на российский рынок. Главными ее клиентами сегодня являются «Трансмашхолдинг» и группа «Синара» — ведущие производители железнодорожного подвижного состава. Поэтому смена локации была логичным решением, позволяющим сократить свои издержки по администрированию и логистике», — объяснил Бураков. Вице-президент «Российских железных дорог» Анатолий Мещеряков в комментарии «Капиталу» рассказал, что продукция украинского завода, скорее всего, поставлялась для ремонтных предприятий, так как локомотивы, для которых они делают комплектующие, в настоящее время не выпускаются в России.
Последствия
Отраслевые эксперты уверены: основной мотив украинской компании сменить прописку связан с противостоянием на востоке страны. По мнению старшего аналитика инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, в условиях торговой войны у предприятий, работающих на российский рынок, появляется стимул получить российскую прописку. «Только это очень сложный шаг, сопряженный с инвестициями, с потерей рабочих мест на прежнем месте, с оппозицией городских и государственных властей», — отметил Андрейченко.
90 % своей продукции ООО «Луганский электромашиностроительный завод» поставляло последнее время в Россию
Глава аналитического департамента Eavex Capital Дмитрий Чурин говорит, что завод находится в Луганске, на территории, которая не контролируется украинскими властями, а объемы промышленного производства в регионе в августе в годовом исчислении упали на 85 %, так что перенос бизнеса выглядит (к сожалению, для Украины) экономически обоснованным. Перенос производства в РФ, по всей видимости, был простимулирован и администрацией ростовского региона, полагает глава российского агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Пока о тенденции говорить еще рано, но она будет прослеживаться в будущем, поскольку Россия будет отгораживаться от украинских товаров в связи с подписанием договора о свободной торговле с Евросоюзом, считает руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. «Соответственно, те украинские предприятия, которые очень зависят от российского спроса, будут стараться перенести часть своей производственной цепочки в Россию, чтобы сохранить этот рынок и заинтересовать своей продукцией российских потребителей», — допускает аналитик. «Это может привести к потере ценных для экономики Украины предприятий и необходимости их замены, — соглашается Андрейченко. — Что касается данного случая, то в Украине есть другие предприятия, которые поставляют УЗ детали для локомотивов. Так что уход ЛЭМЗ не создаст безвыходной ситуации и при необходимости недостающую номенклатуру быстро освоят. Могут в принципе незначительно вырасти цены на ряд комплектующих из‑за ухода традиционного поставщика».
Теги: Россия производство Луганская область ЛЭМЗ Луганский электромашиностроительный завод Переглядів: 1559