Война и девальвация съели прибыль украинских банков
Банки 23.10.2014 09:05Десять из 15 крупнейших банков Украины получили в январе-сентябре суммарную прибыль в размере 2,4 млрд грн, увеличив ее на 73 % по сравнению с первыми тремя кварталами 2013 г. Правда, делать из этого утешительные выводы преждевременно. Прошлогоднюю статистику исказил убыток Проминвестбанка, украинской «дочки» российского Внешэкономбанка. Потратив в первой половине прошлого года 2,9 млрд грн на доформирование резервов под безнадежные кредиты, он вышел по итогам девяти месяцев на убыток в размере 2,6 млрд. Это заметно сбило «среднюю температуру» по первой группе банков тогда и занизило базу сравнения для финансовых результатов в этом году.
Убыточное предприятие
Если же не брать во внимание «аномальный» рост прибыли Проминвестбанка после прошлогодних убытков, тенденция окажется кардинально противоположной и совершенно не обнадеживающей. Чистая прибыль девяти банков, входящих в группу крупнейших (см. таблицу), сократилась на две трети до 1,3 млрд грн. По итогам первого полугодия текущего года на финучреждения, обнародовавшие уже свои результаты, пришлось 1,271 млрд грн чистой прибыли при общей прибыли всей банковской системы в размере 1,253 млрд грн. А значит, финрезультаты этой девятки банков вполне отражают тенденции в целом по отрасли.
К потере прибыли привела попытка остановить отток депозитов с помощью повышения процентных ставок. Формально — в основном за счет курсовой разницы от переоценки валютных вкладов — депозитный портфель вырос на 4,8 % за девять месяцев, но реальный отток, по словам председателя НБУ Валерии Гонтаревой, достиг 110 млрд грн в целом по банковской системе. «Динамика снижения чистой прибыли обусловлена ростом цен на ресурсы, особенно по депозитам физических лиц (их стоимость возросла до 23 % в гривне, 11,5 % — в валюте), что уменьшает чистый процентный доход», — говорит начальник пресс-службы ПриватБанка Олег Серга.
Остановить снижение розничного депозитного портфеля в нацвалюте повышение процентных ставок не помогло — он упал за девять месяцев на 18 %. Правда, взамен на 7,5 % выросли депозиты юрлиц в нацвалюте. В основном, как объясняют в финучреждениях, благодаря тому, что оккупация Крыма и военный конфликт на востоке страны заморозили деловую активность, и компании понесли высвободившиеся средства в банки до лучших времен.
Ключевую роль в том, может ли банк рассчитывать на получение прибыли, сегодня играет не выдача новых кредитов, а возврат клиентами уже взятых. «В настоящее время основное влияние на динамику финансовых показателей Альфа-Банка Украина, как и всей банковской системы, оказывают ситуация в экономике страны и способность заемщиков своевременно обслуживать и возвращать свои долги перед банками, в первую очередь на востоке страны и в Крыму», — отмечает первый заместитель предправления Альфа-Банка Украина Дмитрий Сережин. Если на полуострове и в зоне военного конфликта риск невозврата затронул все кредиты в целом, то по остальной территории страны проблема встала наиболее остро в отношении валютных кредитов, погашение которых усложнилось из‑за более чем 60 %-ной девальвации гривни. По официальным данным, доля просроченной задолженности выросла с 7,7 % на начало года до 11,2 % на начало сентября. По оценкам аналитиков — еще больше.
Резервная копия
Это вынуждает банки дополнительно формировать резервы на покрытие кредитного риска. Так, рассказывает директор финансово-экономического департамента банка «Финансы и Кредит» Дмитрий Балун, убыток банка в размере 48,6 млн грн по итогам девяти месяцев был связан с расходами на доформирование резервов под валютные кредиты. В первом полугодии финучреждение потратило на это 271 млн грн и еще 143 млн грн в третьем квартале.
Именно доформирование резервов может столкнуть даже прибыльные до сих пор банки в минус по итогам года. Так, признает Сережин, небольшой убыток ожидает Альфа-Банк Украина, чья прибыль по итогам девяти месяцев обвалилась на 91 % до 1 млн грн. «При стабилизации курса гривни к основным валютам и ее незначительном укреплении, а также при прекращении оттока средств клиентов из банковской системы, прибыльная деятельность по результатам года вполне реальна», — полагает Балун.
Но многие банки рискуют раскошелиться на доформирование резервов не только в случае дальнейшего обесценивания гривни. К примеру, ПриватБанк уж потратил с начала года 2,7 млрд грн на эти цели, из‑за чего его прибыль упала на 75 %, но может быть вынужден выделить на эти цели дополнительные средства. «Оккупация Крыма и война в Донецке и Луганске сказывается негативно на бизнесе банков, которые работают в этих регионах, — говорит Серга. — Нам еще предстоит оценить объем дополнительных резервов которые нужно будет сформировать для компенсации этих потерь».