FT: В среднесрочной перспективе европейские акции могут обогнать американские
Ринки 27.10.2014 17:31Есть такой железный закон рынков: когда устанавливается достаточно твердый консенсус, можно получить хорошую прибыль, сделав ставки против него. Преобладающее мнение последних шести лет, укрепившееся в последние несколько месяцев, состоит в том, что в США все будет хорошо, а в Европе все будет плохо. С момента начала посткризисного роста цен в марте 2009 г. американские акции превзошли европейские на 61 %.
Это означает, что, вероятно, стоит вливать деньги в Европу, в то же время делая ставку против США. В связи с этим возникают две проблемы. Во-первых, изначально существовали веские причины для формирования вышеупомянутого консенсусного мнения. Страны на периферии Европы, по‑прежнему поражены кризисом. Экономика США растет, хотя и не впечатляющими темпами. Во-вторых, когда какое‑нибудь консенсусное мнение или тенденция закрепляются на рынке, они могут иметь место еще долго после того, как перестанут быть оправданными с точки зрения экономических показателей.
В отчете TrimTabs Investment Research говорится, что в последние несколько месяцев европейские биржевые инвестиционные фонды переживают самый значительный за всю свою историю отток капиталов. В то же время приток капиталов в американские акции изменился лишь немного. Делать ставку против такого устойчивого настроения в краткосрочной перспективе может быть опасно.
С учетом этих оговорок есть аргументы в пользу европейских акций. По сравнению со средними прибылями за последние десять лет Research Affiliates показывает, что крупнейшие американские акции торгуются с коэффициентом цена / прибыль 26,3. Это значительно превышает их долговременный средний показатель 15,9. В то же время акции французских (14,3), немецких (16,4), итальянских (9,9) и испанских (12,0) компаний дешевле американских и, что критично, значительно дешевле собственных средних коэффициентов за длительное время.
Как можно обосновать такое расхождение? Убежденностью в исключительном разрыве — в том, что США и ЕС находятся в разных точках экономического цикла и цикла прибыльности. Нынешние цены акций имеют смысл в том случае, если США собираются переживать бум, а Европа — и дальше погружаться в рецессию.
Однако это трудно принять на веру. Прибыли европейских компаний остаются на уровне приблизительно на 25 % ниже их докризисного пика, тогда как зафиксированная прибыль американских компаний почти на 50 % превышает докризисный пик и поддерживается рекордными нормами прибыли.
На 61 % американские акции превзошли европейские с момента начала посткризисного роста цен в марте 2009 г.
Легко проследить, как возникла эта несоразмерность в ценах на акции. С 2010-го по 2012 г. еврозона была охвачена кризисом, угрожавшим ее существованию. Риск дефолтов по госдолгам и выхода стран из зоны евро был весьма реальным. Этот кризис и введенные для борьбы с ним меры строгой экономии нанесли серьезный ущерб экономике Европы и ее корпоративному сектору. Высокий уровень безработицы среди молодежи в Испании и Греции — это большая человеческая трагедия.
Однако сам по себе кризис госдолгов уже окончился, даже если экономические проблемы продолжают существовать. События последних нескольких недель служат тому доказательством. В этот период появились тревожные признаки замедления роста в странах Центральной Европы и новые опасения насчет госдолга Греции. Однако они оказали минимальное влияние на доходность испанских, итальянских и даже португальских гособлигаций. Предполагаемый риск дефолта по госдолгу в этих странах по‑прежнему остается минимальным.
Проблемы Европы реальны. Статистика показывает недавнее снижение уровня продаж европейских компаний. Подтверждением проблем служит тот факт, что Европейский центральный банк (менее склонный к мягкой монетарной политике, чем любые другие ведущие центральные банки) даже рассматривает такие меры, как покупка корпоративных облигаций.
Однако расчеты инвесторов сложнее, чем приведенные выше. Корпоративная Европа сейчас располагает возможностями к возрождению. Роберт Смитсон из лондонской Taube Hodson Stonex отмечает, что норма прибыли многих испанских компаний всего чуть‑чуть отстает от пиковой прибыльности докризисного периода, и предполагает, что любое восстановление продаж быстро превратится в прибыли. Даже данные по продажам могут быть обманчивыми. Многие американские компании сферы потребительских товаров, — включая Coca-Cola, McDonald’s, Yum Brands, Johnson & Johnson и Apple, — сообщили о том, что в третьем квартале рост продаж был более сильным в Европе, чем в США. Он предполагает, что периферийные страны Европы ориентированы на «возрождение».
В то же время может быть опасно ставить на то, что США по‑прежнему будут превосходить всех остальных. Посмотрите на лихорадочную покупку облигаций, которая привела к «мгновенному обвалу» на прошлой неделе. Если у этого события и был какой‑то внешний толчок, то это были низкие показатели розничных продаж в США. Рынок опасно зависим от любых намеков на то, что восстановление в США не идет по плану.
Еще один риск, учитывающийся в сценариях, заключается в том, что рост в США происходит слишком быстро и, следовательно, вызывает инфляцию и в связи с этим — повышение процентных ставок. Поскольку инвесторы обеспокоены, резкий рост ставок снизит цены американских акций, тогда как, по всей вероятности, низкая стоимость займов в еврозоне поддержит европейские акции.
Наконец, прибегнем к анализу сценариев. Сейчас на еврозону приходится около 16 % экспорта США — это показатель достаточно высокий, чтобы иметь значение. Если еврозона скатится в кризис, это ударит по США; если США действительно будут расти, это поможет еврозоне справиться с трудностями. Так или иначе, у терпеливых участников рынка, похоже, есть основания начать закладывать деньги в предположении, что в среднесрочной перспективе европейские акции обгонят американские.
Теги: США еврозона Apple Coca-cola McDonald’s Johnson & Johnson Yum Brands Переглядів: 2512