Украинские заправки заполонило некачественное топливо

Нафта і газ 19.11.2014    08:58

В январе-сентябре 2014 г. доля некачественного бензина выросла до 20 %, или 600 тыс. т. Это примерно на 7 п. п. больше показателей прошлого года. Такими данными располагает генеральный директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. В этом году стали подделывать и дизельное топливо (ДТ), чего ранее не было. Доля бодяжного ДТ составляет 6 %, или 270 тыс. т.

Предпочитают смешивать

Один из источников подпольного топлива —небольшие нефтеперерабатывающие заводы. Точного количество таких НПЗ нет, последний подсчет был около пяти лет назад. Тогда разрешение на работу получило около восьми десятков компаний. Но, по словам аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, реально работало приблизительно 30. В этом году, по его данным, количество работающих мини-НПЗ уменьшилось примерно вдвое. «Сейчас гораздо популярнее смешивать топливо с различными компонентами и присадками», — объясняет Куюн уменьшение количества мини-НПЗ. Основные покупатели присадок находятся в Одесской, Николаевской, Херсонской, Киевской, Запорожской и Пол­тавской областях, добавил он.

Как отмечают эксперты, реализуется бодяга на автозаправках-одиночках или входящих в состав периферийных сетей. «К таким заправкам контролирующие органы 10 лет не заезжали, поэтому они и не боятся проверок», — замечает замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. Куюн к этому списку добавил сеть автозаправок «БРСМ-Нафта», которая продает больше топлива, чем покупает. По его данным, за январь-сентябрь 2014 г. поставки бензина на нефтебазы «БРСМ-Нафта» составили 84 тыс. т, а продажа — 141 тыс. т, поставки ДТ — 131 тыс. т, продажа — 163 тыс. т. Куюн отметил, что компания постоянно приобретает различные присадки, в том числе и для повышения октанового числа. В «БРСМ-Нафті» на запрос «Капитала» не ответили до момента cдачи номера в печать.

Контролировать некому

Доля бодяги растет на фоне повышения цен и смещения спроса на недорогое топливо. Дизель же начали разбавлять с апреля, после двукратного повышения акцизного сбора с € 46‑98 до € 98‑128 за  тонну, писал ранее «Капитал».

Опрошенные эксперты не видят оснований для сокращения доли некачественного топлива. «Необходим жесткий контроль. Раньше этим занималась Госпотребинспекция. Однако государство не выделяет средств на проверки», — сказал заместитель директора государственного Украинского научно-исследовательского института нефтеперерабатывающей промышленности «МАСМА» Богдан Кочирко. По данным UPECO, за январь-июль Гос­потребинспекцией было проверено 302 АЗС, нарушения выявили на 149 (49 %). В 28 % случаев контролеры сталкивались с некачественными нефтепродуктами. На провинившихся были начислены штрафы.

С 1 августа, после внесения поправок в госбюджет, финансирование проверок топлива прекращено. «Деньги не выделяют, а функции контроля за качеством топлива передали Государственной экологической инспекции», — объяснили изданию в Госпотребинспекции. Однако в Госэкоинспекции опровергли эту информацию. «Нам ничего не передавали, никакие документы подписаны не были», — заявили в пресс-службе ведомства.

В Министерстве энергетики и угольной промышленности «Капитал» заверили, что функции по контролю качества топлива с 1 января 2015 г. вернутся к Госпотребинспекции. Однако в опубликованном секторальном плане государственного рыночного надзора Гос­потребинспекции на 2015 г. нефтепродукты отсутствуют.



Теги:   бензин Сергей Куюн UPECO А-95 БРСМ-Нафта Переглядів:   2169

Читайте також:

20.12

Зеленський заявляє, що Україна не займатиметься продовженням транзиту російського газу

19.12

Азербайджан скоротив експорт газу на 3,5%

19.12

Імпорт нафти Індією в жовтні зріс на 33%