Поставщики просят АМКУ защитить их от продовольственных сетей

Рітейл 20.11.2014    08:48

Между поставщиками и ритейлерами назревает конфликт. Сейчас пик сезона, когда стороны заключают договоры об условиях работы на следующий год. Продовольственные сети ужесточают свои требования, сообщил «Капиталу» генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Вадим Игнатов. Поставщики товаров решили привлечь на свою сторону Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

Жесткие условия

Ритейлеры сосредоточились на повышении мар­ке­тинговых платежей и ввели платы за новые услуги. На­пример, плата за размещение на «золотой полке», аренда дополнительных мест, ретробонусы (денежная выплата — возврат части стоимости товара сети, выплачивается поставщиками. — «Капитал») и пр. поднялись на 3‑6 %. Об этом изданию рассказали Вадим Игнатов и директор дистрибьюторской компании «Витис Групп» Сергей Мазур. «Некоторые сети прописывают новые платные услуги: к примеру, хотят взимать плату за подключение к ERP- и CRM-системам, которые нам не нужны», — добавляет Игнатов. Пожелавший сохранить инкогнито директор компании, которая занимается поставками бакалеи в сети, говорит, что ритейлеры повысили плату за вход в каждый новый магазин. «Если сейчас она составляет 10‑12 тыс. грн за одну позицию, то в следующем году нам предстоит платить 16‑18 тыс. грн», — уточняет он.

Отсрочку платежа ритейлеры хотят увеличить еще на 15 дней — до 60‑90 дней, делится Мазур. «На компромисс они не хотят идти», — сетует он.

Все опрошенные «Капиталом» руководители сетей либо отказались от комментариев, либо отрицали факты ужесточения правил работы с поставщиками. Директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко рассказывает, что поставщики сами создают ажиотаж. «Они предлагают деньги за то, чтобы поставить свою продукцию на уровне глаз, а не пола например», — говорит он и поясняет, что такой шаг позволяет повысить продажи.

В поисках кошелька

В этом году ритейлеры столкнулись с массой проблем: магазины на востоке страны закрываются, многие торговые точки попали под контроль самопровозглашенных республик, из‑за девальвации стоимость товаров увеличилась, а спрос упал. Об этом неоднократно писал ранее «Капитал». Так, обороты сетей выросли на 5‑7 %, а цены — на 20‑30 %. Многие сети столкнулись с финансовыми трудностями по обслуживанию валютных кредитов из‑за роста курса доллара. «Игроки брали долларовые кредиты на развитие и до сих пор выплачивают долги», — объяснил руководитель инвестбанковского направления дочернего банка Сбербанка России Алексей Ращупкин.

Отсрочка платежа позволяет ритейлерам решать свои проблемы за счет поставщиков, поясняет управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий: «Например, товар продается за три дня с момента попадания на полку магазина, а расплатиться за него нужно только через месяц».

Диктовать условия работы сетям позволяет усиление их позиций. По данным исследовательской компании GfK Ukraine, в 2013 г. доля современных форматов торговли выросла на 3 % и составила 22 % рынка. Магазины постепенно забирают долю у рынков. «Сетевые магазины являются основным рынком сбыта для поставщиков», — указывает Ращупкин.

Компромисс будет найден

В процессе переговоров с ритейлерами поставщики позвали на помощь Антимонопольный комитет. «Мы постараемся помочь», — обещал про­из­водителям и. о. главы АМКУ Николай Бараш.

Как ранее писал «Капитал», до кон­ца года ведомство намерено вынести решение о картельном сговоре сетей. Уже сейчас известно, что на ритейлеров наложат относительно небольшие штрафы, но фактически заставят отказаться от маркетинговых бюджетов и установят максимальную отсрочку платежа. Однако это не поможет поставщикам: сети могут придумать новые способы взимать плату.

Теги:   Украина АМКУ Переглядів:   1347

Читайте також:

15.11

JD.com збільшила чистий прибуток у 1,5 раза, виручка зросла на 5,1%

01.11

Amazon збільшила чистий прибуток більш ніж у 1,5 раза

12.10

Японська Seven & I скоротила чистий прибуток на 35%