Украинские продовольственные сети не спешат покидать Крым

Рітейл 24.11.2014    08:49

Украинский продовольственный ритейл остается в Крыму. «Пока с полуострова не ушел ни один украинский игрок», — рассказывает директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. Сегодня в Крыму работает около 100 сетевых магазинов: АТБ (60 торговых точек), «Сільпо» (10), Novus (8), «Фуршет» (9), а также сети компании «Ритейл Групп» («Велика Кишеня», «Велмарт» — 2) и по одному магазину у «Ашана» и «ЕКО-маркета».

Работать разрешили

Украинские власти не запретили бизнесу работать в Крыму, поясняет поведение сетей управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. Стратегия ритейлеров по работе на полуострове разделилась. Вся проблема в налогообложении: если оформить крымское юридическое лицо, надо будет платить налоги в крымский и российский бюджеты. Если оставить украинское юрлицо, тогда добавляют еще украинские налоги. «Четких правил работы нет — переходной этап. Налоги платятся, как договоришься», — подтвердил работающий на полуострове ритейлер, который пожелал сохранить анонимность. Напомним, до 1 января 2015 г. в Крыму действует переходной этап, который дает возможность украинским компаниям переоформить юридические лица по российскому законодательству.

Некоторые игроки, например «Ашан» и Novus, решили воспользоваться этой возможностью. Этот шаг рассматривает и сеть АТБ. Но многие заняли выжидательную позицию. «Пока не совсем ясно, что будет после 1 января, поэтому не спешим», — говорит совладелец сети «Фуршет» Игорь Баленко.

Сейчас не признанные Киевом власти Крыма обсуждают возможность оставить за компаниями, оформленными по украинскому законодательству, статус иностранной организации, осуществляющей свою деятельность на территории России. На стадии обсуждения находится и вопрос налогообложения для таких компаний.

Заплатит потребитель

Работа ритейлеров на полуострове идет с перебоями. Как ранее писал «Капитал», в конце сентября президент Украины Петр Порошенко подписал закон о создании в Крыму и Севастополе свободной экономической зоны, в котором прописаны механизмы работы с крымскими предприятиями.

Например, чтобы ввести товары на полуостров, поставщикам нужно предъявить на таможне договор, счет-фактуру, товарную накладную, сертификаты, включая радиологию, которые ранее не требовались. Сначала это привело к очередям, но затем ситуация стабилизировалась.Периодически, как ранее рассказывал «Капиталу» директор торговой компании «Магистраль» (дистрибьюция молочной компании Danone) Александр Михайлов, на крымской таможне наблюдаются проблемы. Некоторые таможенники могут потребовать дополнительные документы. Из-за этих проблем ритейлеры основную часть товаров стали закупать у местных производителей, а часть продолжают завозить с материка. «Около 90 % товаров мы приобретаем на полуострове, оставшиеся 10 % завозим сами», — уточнил Баленко.

40 % составляет средняя наценка в крымских магазинах

Но внутреннее производство не всегда может удовлетворить запросы сетевиков. Самыми проблемными товарами являются молочная продукция, яйца, мясо. Российское продовольствие дороже, к тому же его поставки осложняются из‑за нестабильной работы Керченской переправы вследствие погодных условий.Для предотвращения острого дефицита продовольствия в начале ноября Россельхознадзор снял запрет на поставку украинской продукции на территорию Крыма до 1 января 2015 г. Об этом заявил в эфире крымского бюро радио «Голос России» заместитель руководителя управления Россельхознадзора по республике Крым и Севастополю Юрий Епанов. Однако все товары, которые поставляет Украина на полуостров, проходят проверку Россельхознадзора на соответствие российским стандартам еще на границе. После этого всю продукцию, особенно молочную и мясную, еще раз проверяют на месте.Все риски, связанные с поставкой продукции в Крым, ритейлеры закладывают в цену.

«Если в Украине средняя наценка сети составляет 20‑25 %, то на полуострове — 40 %», — добавляет директор дистрибьюторской компании, которая занимается поставками продуктов питания в Крым. Цены на товары на полуострове в среднем на 30 % выше по сравнению с материковой Украиной, подтверждает Баленко.

Неомраченное будущее

В апреле, после аннексии Крыма, ритейлеры признавались «Капиталу», что надеются продать свои крымские активы российским игрокам. Но рынок полуострова не привлекает большинство российских сетей, считает директор российской инвестиционной компании Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Бизнес видит риски, которые связаны с неопределенным правовым статусом полуострова и проблемами логистики. Автомобилям с продуктами приходится часами стоять на переправе», — поясняет он.

Директор российской компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что в Крыму до сих пор не разрешены все законодательные проблемы.

«Например, существуют проблемы с регистрацией недвижимости», — добавил он.Как ранее писал «Капитал», крупные ритейлеры, такие как «Магнит» или X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка»), опасаются выходить в Крым. Этот шаг может привести к падению цен на акции сетей, которые торгуются на иностранных биржах. Напомним, с момента аннексии полуострова в марте этого года на местный рынок вышла только одна российская сеть — «Ассорти-продукт», которая открыла в Симферополе шесть торговых точек, работающих в формате «магазин у дома».

Теги:   Велика кишеня Сільпо Фуршет ЕКО-маркет Ритейл групп Велмарт Ашан АТБ NOVUS Переглядів:   3055

Читайте також:

15.11

JD.com збільшила чистий прибуток у 1,5 раза, виручка зросла на 5,1%

01.11

Amazon збільшила чистий прибуток більш ніж у 1,5 раза

12.10

Японська Seven & I скоротила чистий прибуток на 35%