Закрытие «Южного потока» не увеличило шансы Украины на привлечение инвестора в ГТС

Ринки 03.12.2014    09:03

Россия несколько лет пугала Украину альтернативным маршрутом поставки газа в Европу по дну Черного моря. Теперь от него решили отказаться. Но из‑за неопределенности будущей роли «Газпрома» в поставках газа в Европу значение украинской газотранспортной системы (ГТС) остается под вопросом.

Никто не строит

В минувший понедельник во время своего визита в Турцию президент России Владимир Путин заявил, что проект строительства газопровода «Южный поток» реализован не будет. Основной причиной отказа от строительства он назвал отсутствие поддержки проекта со стороны Европы.

В конце ноября Еврокомиссия заявила, что «Южный поток» не получит дальнейшего развития, если не будет соответствовать европейскому законодательству, согласно которому половина мощностей по транспортировке газа должна быть предоставлена другим поставщикам газа.

Мимо нас не пройти

Отказ от «Южного потока» означает, что Украина в ближайшие годы останется основным транзитером российского газа в Европу: в прошлом году «Газпром» реализовал европейским потребителям 160 млрд куб. м газа (через Украину, Беларусь и трубопровод «Северный поток»), при этом через нашу страну было прокачано 86 млрд куб. м. Пропускная способность украинской ГТС в направлении Европы составляет 142 млрд куб. м газа в год, белорусской — 38, «Северного потока» — 55.

Партнер российского консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин считает, что остановка «Южного потока» пойдет Украине на пользу. «Украина сохраняет свое значение как транзитная территория для доставки российского газа в Европу. И «Газпрому», и российскому руководству придется с этим считаться», — уверен он.

Однако украинская ГТС для поддержания в работоспособном состоянии нуждается в модернизации, стоимость которой, по официальным данным, оценивалась в $ 5,3 млрд. Правительство Украины рассчитывает на приход инвестора (который в обмен на участие в управлении ГТС вложит деньги в ее модернизацию) и планирует провести соответствующий конкурс. «Разумеется, если не будет «Южного потока», увеличивается роль нашей газотранспортной системы», — заявил вчера и. о. министра энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. Ранее премьер-министр Арсений Яценюк подчеркивал, что украинская ГТС вполне справляется с транзитом газа и нет смысла вкладывать деньги в «Южный поток». «Украина еще раз призывает европейских и американских партнеров инвестировать в украинскую ГТС», — сказал он.

Туманное будущее

Однако отказ России от «Южного потока» не означает, что привлекательность украинской ГТС автоматически возрастает. Участие иностранных инвесторов в ее управлении и модернизации выгодно при условии, что поставки российского газа в Европу через Украину в будущем не снизятся.

Однако гарантий этого сегодня не даст никто. Михаил Крутихин затруднился спрогнозировать, сохранит ли «Газпром» поставки газа в Европу на уровне, который обеспечит выгодную работу украинской ГТС. На сегодня «Газпром» обеспечивает около трети потребляемого в Европе газа. Однако напуганная политизированностью газового вопроса Европа стремится снизить зависимость от «Газпрома». В частности, Литва, которая прежде на 100 % зависела от российского газа, успешно решила эту проблему — за полтора года был построен LNG-терминал и в конце октября к нему пришвартовался первый танкер со сжиженным газом. Аналогичные терминалы сооружаются в Польше. Планируется их строительство в Хорватии. А со следующего года США рассчитывает начать поставки сжиженного газа в Европу.

$ 5 млрд уже вложила Россия в «Южный поток»

По словам Крутихина, коммерческая выгода от вложения денег в украинскую ГТС сейчас неочевидна. «Чтобы появился инвестор, ему должна быть гарантирована прибыль. Пока я вижу, что транзит газа не слишком прибыльное занятие. Трудно представить себе компанию, которая захочет что‑то финансировать в условиях политической неопределенности и непредсказуемости основного поставщика газа — «Газпрома», — отметил эксперт.

Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко также высказался скептически относительно дальнейшей ставки на получение прибыли от транзита российского газа в Европу. «Транзит российского газа дает Украине какие‑то деньги, но в то же время создает большие проблемы с Россией и Евросоюзом, которые имеют одинаковые интересы в вопросе транзита газа. А когда такие большие игроки имеют совместные интересы, Украине нечего ловить. Деньги от транзита не настолько велики, как хлопоты, которые он приносит», — подчеркнул он.

История проекта

Старт «Южному потоку» был дан в июне 2007 г., когда «Газпром» и итальянская компания Eni подписали меморандум о взаимопонимании по реализации этого проекта. В 2008 г. Россия заключила межправительственные соглашения о реализации проекта с Австрией, Болгарией, Венгрией, Грецией, Сербией, Словенией и Хорватией.

Строительство «Южного потока» началось в декабре 2012 г. в районе Анапы (Краснодарский край), а в октябре прошлого года состоялась сварка первого стыка болгарского участка газопровода в районе площадки станции «Расово». В ноябре того же года началось строительство сербского участка магистрали в районе села Шайкаш. Поставку газа по «Южному потоку» планировалось начать в конце следующего года. Предполагалось, что газопровод будет способен транспортировать в Европу 63 млрд куб. м газа в год.

«Газпром» объяснял необходимость строительства «Южного потока» тем, что потребность европейских стран в газе к 2020 г. вырастет на 80 млрд куб. м в год, а к 2030 г. — еще на 60 млрд куб. м. Однако эти расчеты не оправдались — в 2013 г. «Газпром» экспортировал в Европу всего 160 млрд куб. м газа, а в этом году объем экспорта снизится.

Стоимость «Южного потока» оценивалась в € 56 млрд. В реализацию проекта уже было вложено около $ 5 млрд.

Теги:   Газпром ГТС Южный поток RusEnergy Переглядів:   1533

Читайте також:

22.11

S.T.A.L.K.E.R. 2 викликав 35% зростання інтернет-трафіку в Україні

22.11

Ціни промислових виробників України у жовтні зросли на 0,8%

22.11

Alibaba створює бізнес-холдинг у сфері електронної торгівлі