От чего должен отказаться и в каком направлении двигаться телеком-рынок

Телеком 06.01.2015    11:35 Затянувшаяся «мыльная опера» с внедрением мобильной 3G-связи – далеко не единственное, что беспокоит участников рынка. В нашей стране пока остаются и другие способы заработать деньги на прижимистых абонентах

Наибольшим барьером для развития любого бизнеса является неопределенность. На рынке телекоммуникаций в Украине фактор непредсказуемости имел место даже в относительно стабильные годы. Достаточно вспомнить затянувшуюся на многие годы эпопею с приватизацией «Укртелекома» – какие только версии о возможных новых владельцах не высказывались в свое время! Но этот бизнес-кейс получил вполне закономерное разрешение, как и история с выдачей единственной 3G-лицензии в уже страшно далеком 2005-м.

Несомненно, в современных условиях к неопределенности добавилась турбулентность на рынке. «Когда вы наблюдаете за изменением стоимости лицензии или не можете предвидеть повышение цены за пользование радиочастотами на следующий год, или узнаете о появлении либо исчезновении специфических требований к определенным важным процессам, все это значительно усложняет построение планов, – сетует и.о. генерального директора мобильного оператора life:) Эрдал Яйла. – В свою очередь, если у вас нет четкого плана, вы не видите карты рисков, вы не можете развивать бизнес».

Тем не менее, это не останавливает украинских операторов от поиска новых точек роста. По результатам опроса Forbes их количество оказалось заметно большим в сравнении с перечнем направлений, от которых необходимо отказаться для оздоровления индустрии. Значит, пациент скорее жив. По крайней мере, пока в условиях веерных отключений электроэнергии мобильным операторам удается ударными темпами дооснащать базовые станции аккумуляторными батареями и с оптимизмом смотреть в будущее.
Болевые точки

Бюрократия

Сокращение количества разрешительных документов и упрощение процедуры их получения сэкономят ресурсы операторов, которые они смогут использовать для развития, убежден Яйла. В частности, нам стоит отказаться от двойного лицензирования, которого нет на европейском рынке, куда мы так стремимся.

«Нулевые» тарифы

У мобильных операторов сейчас много так называемых нулевых тарифов, которые закономерно генерируют большие объемы трафика. Как отмечает директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» Олег Проживальский, это требует развития существующей сети, увеличения ее мощности, но не обеспечивает достаточного уровня доходов для компенсаций инвестиций в сеть.

Позицию коллеги поддерживает и генеральный директор «Датагруп» Максим Смелянец. Он утверждает, что отрасль «оказалась в глубокой дыре» из-за недальновидной политики многих операторов, постоянно работавших на понижение стоимости услуг, и особенно после девальвации гривны. Тем более, операторы традиционно зарабатывали на сервисе, дополнительных услугах и маркетинге. «Датагруп» вместе с рядом крупных неназванных операторов намерена менять данную ситуацию.

Регулирование тарифов на стационарную связь

Директор «Укртелекома» Юрий Курмаз считает, что его компания давно перестала играть роль монополиста на рынке голосовых услуг. По словам Курмаза, голосовой трафик мобильных операторов в 20 раз превышает фиксированный, при этом государство продолжает регулировать тарифы как раз на стационарные телефоны. Причем регулятор отказывается даже снять нижний порог для граничных тарифов – сейчас снижение цены не может превышать 40% от установленного НКРСИ граничного тарифа.

«Отмена граничных тарифов создаст равные условия для конкуренции, а в выигрыше окажутся абоненты, – продолжает Курмаз. – Например, купив у нас интернет, абоненты смогут бесплатно пользоваться голосом в пределах определенного объема минут или при подключении интерактивного телевидения получат бесплатную связь на некоторый период». Пока «Укртелеком» в этом ограничен законодательно.
Точки роста

Услуги на основе скоростного мобильного интернета

Операторы все же надеются получить 3G-лицензии в 2015 году. По-прежнему остро стоит вопрос очень высокой стоимости лицензии, которую государство оценило в 2,7 млрд гривен. Общая сумма затрат, включая лицензию, конверсию, строительство сети, превышает годовой оборот любого украинского оператора.

Проживальский считает образцом для подражания примеры ряда стран, когда стоимость лицензии была невысокой, но условия содержали очень жесткие требования по покрытию территории в сжатые сроки. Такая практика обеспечивает быстрое развитие рынка, рост налоговых поступлений в бюджет страны от продажи услуг на базе 3G, от сборов за использование радиочастот, развитие сопутствующих бизнесов, создание рабочих мест.

«Если стоимость лицензии останется на том же уровне, мы будем наступать не те же грабли, что и наши европейские коллеги», – подытоживает Проживальский. Высокие цены за лицензии 3G в Западной Европе стали причиной очень медленного развития технологии, высоких цен на услуги и скромного спроса. Первые признаки развития рынка связи начали проявляться лишь пять лет спустя после выдачи лицензий, при том что средний счет там составляет около 50 евро.

Дополнительные услуги

В последнее время операторы замечают, что клиенты готовы платить деньги за качественный контент и набор дополнительных сервисов. В частности, «Датагруп» отмечает рост заинтересованности в бизнес-сегменте в услугах, которые обеспечивают безопасность и сохранность данных и передаваемой информации. «Этому способствует ситуация в стране и рост ценности информации в мире в целом», – констатирует Смелянец. Также многие операторы делают акценты на продвижении пакетированных предложений.

Интернетизация небольших населенных пунктов

Безусловно, каждый крупный игрок рынка по-своему оценивает перспективные направления развития, «Укртелеком» для себя видит главную точку роста в интернетизации небольших населенных пунктов. В 2014-м компания расширила географию на сотни новых поселков и сел и намерена дальше продолжать активную работу в этом направлении. Рынок интернета по-прежнему имеет колоссальный потенциал для роста, ведь проблема цифрового неравенства между городами и небольшими населенными пунктами сохраняется. «К сожалению, государство не занимается этим вопросом, и такую социальную миссию приходится решать за счет собственных инвестиций», – сетует Курмаз.

Транзит трафика

Смелянец отмечает, что самым перспективным для развития остается сегмент международного транзита трафика, особенно между Востоком и Западом. В среднем в год объем мирового передаваемого трафика растет на 30-40%, ценообразование значительно более стабильно, чем в Украине, и в дальнейшем рост будет сохраняться.

Уменьшение количества контролирующих органов и создание благоприятных налоговых условий для бизнеса

При условии стабилизации политической ситуации в стране это может послужить предпосылками для привлечения инвестиций.

Аутсорсинг услуг и услуги аутсорсинга

В условиях непростой экономической ситуации актуальным становится поиск путей снижения операционных затрат и высвобождение средств для инвестиций в инновации. В этой связи есть основания полагать, что популярность услуг по расширенной поддержке сетей сохранится и в 2015 году. По словам генерального директора Ericsson в Украине Войцеха Байды, при передаче сети на аутсорсинг оператор экономит до 20% расходов на поддержку.

В свою очередь сами операторы стремятся наращивать объемы продаж аутсорсинговых услуг для своих клиентов. В первую очередь речь идет об удаленном обслуживании сетей клиентов и удаленных контакт-центрах.

Повышение качества услуг

В условиях, когда рост мобильного трафика происходит в геометрической прогрессии, операторам следует задуматься над повышением качества предоставляемых услуг. По прогнозам Ericsson, в 2014-м мобильный трафик в Украине вырастет на 52% и достигнет 62 Петабайт, до 2020-го – уже 1029 ПБ, или около 2 ГБ на пользователя.

Индивидуальный подход

Последовательный переход от «одного предложения для всех» к индивидуальным предложениям поможет охватить все сегменты рынка, убежден Байда. С помощью таких пакетов операторы смогут наладить более лояльные отношения с абонентом, предоставив возможность самостоятельно контролировать затраты на мобильную связь. Например, оператор может выделить премиум-пользователей и обеспечить им лучший пользовательский опыт даже в условиях максимальной нагрузки на сеть.

Индивидуальный подход помогает находить пути монетизации услуг, на которые повышается спрос. Например, какой-то пользователь часто проводит время, просматривая видео со своего смартфона в определенное время в течение дня. Задача оператора – понять, когда и с какой целью абонент пользуется сетью, и предложить ему самый подходящий тарифный план. С одной стороны, такой тариф показывает, насколько оператор хорошо знаком с привычками абонента, с другой – предлагает оператору получить дополнительный доход.

Европейские стандарты

Внедрение на рынке лучших мировых практик могло бы оживить конкуренцию и предоставить украинским абонентам возможности, которые давно есть у европейских абонентов, например, услуги переноса номера. Для операторов это означает новые источники доходов и предотвращение доминирования отдельных игроков за счет неконкурентного ценового поведения, например, асимметричных ставок интерконнекта или регулирования розничных цен.


Теги:   Укртелеком 3G Переглядів:   1380

Читайте також:

22.11

«Київстар» збільшив охоплення 4G до 95,6% населення України

21.11

DVL планує збільшити покриття та ємність мережі lifecell у межах трирічного плану розвитку

20.11

"Київстар" інвестує 1,43 млрд грн у розвиток частот для покращення 4G в Україні