В долгах и домах. Два главных риска для китайской экономики в 2015 году
Ринки 03.02.2015 17:44 Это самый низкий показатель с 1990 года. Ожидается, что в 2015-м ВВП «самого перспективного партнера» России, как назвал Китай Владимир Путин, замедлится еще больше: Международный валютный фонд понизил свой прогноз с 7,1% до 6,8%, то есть КНР впервые за десятилетия будет расти медленнее, чем Индия. Глава пекинского бюро Financial Times Джамиль Андерлини рассказывает о двух ключевых факторах, которые будут сдерживать китайскую экономику в ближайшие годы.Одна из самых больших проблем для КНР состоит в том, что замедление роста происходит вопреки тому, что главные драйверы этого роста – строительство и кредитование – собственных темпов практически не сбавляют. Окраины Пекина с отстроенными, но незаселенными кварталами домов, пишет Андерлини, – показательный пример чрезмерного строительства и заимствования, хотя в более мелких городах проблема стоит еще острее: там нет и не будет такого спроса на недвижимость, как в столице. Если считать вместе со вспомогательными отраслями, строительство составляет почти четверть китайской $10-триллионной экономики, – это больше, чем в Ирландии, Испании или США в периоды, когда на их рынках надулись пузыри недвижимости.
В прошлом году рост цен на жилье в Китае наконец остановился: в декабре стоимость домов в среднем по стране снизилась на 4,3%. Однако инвестиции в этот сектор все равно прибавили 10,5%, а непроданные площади увеличились на 26%. Эти цифры говорят о том, что коррекция в китайской сфере недвижимости еще не началась. Когда это все-таки произойдет (возможно, уже в ближайшие месяцы, отмечает FT), общие темпы роста экономики могут сократиться еще сильнее, и страна столкнется с волной банкротств или даже долговым кризисом.
Это, в свою очередь, может обернуться раскручиванием «маховика финансовых уязвимостей» и значительно отразится на мировой экономике – такое предупреждение выпустил Всемирный банк в январе. Влияние замедления Китая уже прослеживается в глобальных ценах на сырье, включая нефть, железо и медь: эти ключевые ингредиенты строительного бума торгуются на минимальных за несколько лет уровнях, – а коррекция на китайском рынке еще не стартовала.
Второй фактор – долги региональных властей КНР. К середине 2013 года (последний момент, когда публиковались соответствующие данные) непогашенная задолженность регионов составляла 18 трлн юаней – на 80% больше, чем двумя годами ранее. Правительство Китая запретило регионам залезать в долги, но, согласно доступной статистике (а она неполная), региональные власти в 2014 году продали облигаций на 1,66 трлн юаней, – это почти столько же, сколько за два предыдущих года. Установки правительства по снижению долговой нагрузки еще даже не начали выполняться, констатирует Андерлини, а значит, когда это произойдет, рост Китая может замедлиться еще более резко, чем мы предполагаем.
Связь же между этими двумя болезнями китайской экономики – недвижимостью и задолженностью регионов – делает ситуацию только более тревожной. По данным Deutsche Bank, местная власть в КНР получает 35% своих доходов на продаже земли, и при этом почти весь ее непогашенный долг обеспечивается залогом в виде – опять – госземель, которые зачастую сильно переоценены. Крупнейшими же покупателями земли тоже оказываются региональные власти, действующие через ими же изобретенные «механизмы финансирования». Когда продажи недвижимости пошли на спад и коммерческие покупатели разбежались, власти в попытке стимулировать краткосрочный рост и наполнение казны начали покупать землю сами у себя, с помощью заемных средств. Долго это длиться не может; два риска для китайской экономики сольются в одну большую проблему.
«В 2015 году Китай может столкнуться с самыми острыми бюджетными трудностями с 1981 года. Мы полагаем, что падение доходов бюджета будет для китайской экономики главным риском, который пока не вполне осознается рынком», – заявил в своем отчете главный экономист Deutsche Bank по Китаю Чжан Чживей.
Теги: ввп США Китай Deutsche Bank Чжан Чживей Переглядів: 1278