Фонд гарантирования начал сбрасывать «мусор»
Ринки 12.03.2015 13:05Фонд гарантирования вынужден распродавать мусорные бумаги, которые ему достались в наследство от неплатежеспособных банков. Среди выставленных на продажу оказались и инвестсертификаты фонда, которым управляет крупнейшая в Украине компания по управлению активами «Холдинг груп». Балансовая стоимость ценных бумаг, переданных в фонд, составляет десятки миллионов гривен. С помощью ценных бумаг банки «рисуют» нормативы и выводят реальные активы. Фонд гарантирования уже заявил, что собственники неплатежеспособных банков успели вывести из банков 48,3 млрд грн.
Фонд гарантирования приступил к распродаже активов банков, отправленных на ликвидацию. Среди них – ценные бумаги, выпущенные фондом, которым управляет одна из крупнейших в Украине компаний по управлению активами (КУА) «Холдинг груп». По итогам ІІІ квартала 2014 года компания заняла третье место по активам – 5,9 млрд грн в управлении, говорится на сайте Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса. Также Фонд гарантирования выставил на продажу и фонды под управлением КУА «Нью эссэт», «АСД-Менеджмент» и «Финансовый актив». Ценные бумаги инвестфондов достались Фонду гарантирования от банков «Даниэль» и Легбанка, которые он отправил на ликвидацию.
Эксперты считают, что большинство бумаг, которые фонд выставил на продажу, не имеют рыночной стоимости. «Фонд эти бумаги вряд ли продаст. Реальной рыночной стоимости они могут не иметь»,– считает генеральный директор «Украинского кредитно-рейтингового агентства» Станислав Дубко.
В фонде проблему признают, но говорят, что должны действовать согласно процедуре. «Мы обязаны провести работу и выставить все активы на продажу. Торговцы эти бумаги берут не охотно, потому что знают, что продать их нельзя»,– рассказал представитель Фонда гарантирования, не пожелавший называть своего имени.
«Мусорные» ценные бумаги, как правило, используют с одной целью – создать фиктивный актив. Сам фиктивный актив можно использовать в разных целях. Одна из самых популярных – привести свою работу в соответствии с нормативами НБУ.
Не секрет, что сегодня даже по факту неплатежеспособные банки редко нарушают нормативы Нацбанка. Например, по итогам IV квартала у Дельта Банка все нормативы были в норме: адекватность регулятивного капитала составляла 10%, а норматив ликвидности – 40%. И это при том, что банк уже полгода не возвращал депозиты.
Поднять норматив достаточности капитала можно путем расформирования резервов. Банки находят способы не формировать резервы под проблемную задолженность, в том числе с помощью ценных бумаг. Еще в 2008 году появились так называемые санационные фонды, задачей которых стала расчистка балансов банков, рассказывает председатель совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) Дмитрий Леонов.
Банк давал фонду деньги, а фонд в свою очередь выкупал у банка токсичные активы. Таким образом, у банка вместо просроченной задолженности, под которую надо формировать 100% резервов, на балансе появлялись бумаги инвестфонда.
При этом если торговать этими ценными бумагами на биржах, то под них не нужно формировать резервы. Расформирование резервов в свою очередь позволяет искусственно увеличить капитал, а значит попасть в норматив НБУ.
Бумаги инвестфондов торгуются на биржах достаточно активно – в прошлом году биржевой объем торгов инвестсертификатами составил 4,2 млрд грн. Активней всего этими ценными бумагами торгует Киевская международная фондовая биржа.
«Санационные инвестфонды – это не украинское изобретение,– рассказывает Дмитрий Леонов.– Такое делалось и в России, и в Восточной Европе. Это была экспресс-реакция на кризис 2008 года, когда не знали, как оживить банковскую систему, не вкладывая дополнительных денег». Если бы система работала нормально, со временем удельный вес активов-заменителей потихоньку бы списывался. Плохие активы должны были уйти за 7-10 лет, считает господин Леонов.
Проблема в том, что банки использовали ценные бумаги не только в кризис. Операции по замещению плохих кредитов ценными бумагами продолжались и продолжаются как стандартная практика, рассказал банкир, не пожелавший называть своего имени. Таким способом банки могли не только решать острые проблемы, но и выводить средства из финучреждения. Раньше заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов Андрей Оленчик сообщал, что собственники неплатежеспособных банков успели вывести 82% активов или 48,3 млрд грн. Соотношение оценочной стоимости активов банков, отправленных на ликвидацию, к их балансовой стоимости составляет всего 18,3%. Самыми «пустыми» банками, по словам директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов Константина Ворушилина, оказались банки «Порто-Франко», Легбанк и Ситикоммерцбанк.
Дыры в балансе от вывода активов банки могли и могут прикрывать ценными бумагами. «К примеру, банк выдал невозвратный кредит инсайдеру, и у него появилась дырка в балансе. Чтобы ее закрыть, банк покупает ценные бумаги, создавая им стоимость на бирже»,– рассказывает Станислав Дубко. По его словам, для этих целей могут использоваться не только бумаги венчурных фондов, но и технические облигации. Выданный кредит можно заменить как сертификатами инвестфондов, так и облигациями.
Кроме того, ценные бумаги фондов могут выступать в роли неформального обеспечения. Например, один банк выдает другому межбанковский кредит с просьбой выдать эти же деньги юрлицу, которое с этим же банком связано. Банку нужны какие-то формальные залоги, и ими выступают бумаги. В любом случае «мусор», накопленный в фондах – это активы, которые никогда не превратятся в живые деньги.
При этом банки использовали ценные бумаги закрытых фондов, то есть тех, которые создаются на определенный срок. А значит требовать выкупа этих бумаг у фонда по закону нельзя. «Можно попросить и, естественно, получить отказ. У санационных фондов нет денег, чтобы выкупать свои. Банки выдавали деньги фонду и тут же забирали их как оборотный инструмент»,– рассказывает Дмитрий Леонов.
А значит инвестсертификаты в портфеле Фонда гарантирования будут находиться, пока не наступит срок окончания работы этих фондов. Ведь после его ликвидации – все, что может получить фонд – это токсичные активы, которые в нем находятся.
Еще один способ, для которого банки могли использовать технические ценные бумаги – это раздувание капитала финучреждения. Конечно, формировать уставный капитал банка ценными бумагами запрещено, можно только деньгами. Но операции с ценными бумагами могут увеличить капитал даже без живых денег. Для этого используется следующая схема.
Изначально уставный капитал банка формируется деньгами, после чего на эти деньги покупаются активы. В данном случае – ценные бумаги. Банк купил бумаги инвестфонда, а потом он выводит эти бумаги на биржу, где они начинают расти в своей курсовой стоимости. Активы банка переоцениваются. При переоценке активов возникает дооценка в собственном капитале, а значит, капитал растет. Председатель Нацбанка Валерия Гонтарева неоднократно обращала внимание на эту проблему и говорила, что у многих банков капитал, по сути, отсутствует. Это опять же можно проследить у банков, уже признанных неплатежеспособными. Например, собственный капитал Надра Банка Фонд гарантирования оценил в отрицательную величину в 2 млрд грн.
Эксперты предостерегают, что бумаги инвестфондов могут использоваться и существующими финучреждениями в больших объемах. «Если компания по управлению активами ("Холдинг груп") в лидерах – это значит, что услуга нанималась. Банк покупал бумаги, а их раскруткой на бирже занимались торговцы. Бумаги, выпущенные фондами этой компании, могут быть и в других банках»,– рассказал фондовик, не пожелавший называть своего имени. Компания «Холдинг груп» сегодня была недоступна для комментариев.
Теги: Даниэль Фонд гарантирования Холдинг груп Нью эссэт АСД-Менеджмент Переглядів: 2595