Украинский энергосберегающий стартап привлек $50 000 в краудфандинге
Ринки 10.06.2015 12:51В конце мая команда украинского стартапа Ecois.me начала кампанию на краудфандинговой площадке IndieGoGo с целью привлечь $50 000 на доработку одноименного устройства. Ecoisme – «умный» гаджет, который позволяет экономить потребление энергии. Над устройством команда работала почти два года. Необходимая сумма на IndieGoGo была собрана за 17 дней: 475 человек в общей сложности уже вложили $53 500, а впереди еще почти две недели кампании. Forbes узнал историю создания «умного» гаджета.
Ecoisme – это сервис для отслеживания энергопотребления в доме. Специальный софт дополняется одноименным гаджетом, который подключается к домашней сети для сбора данных. Пользователь получает подробный анализ расходов и советы по экономии электроэнергии.
Одно из преимуществ – постоянное отслеживание всех активностей в доме: push-уведомление на смартфон напомнит о включенных, но оставленных без внимания электроприборах, и расскажет, какой именно из них сейчас потребляет энергию. Гаджет также умеет синхронизироваться с «умными» устройствами от других производителей, вроде Nest, Belkin или Netatmo.
Идея стартапа, помогающего экономить ресурсы, в Европе пришлась по душе многим. Команда начала переговоры с еще одним бизнес-акселератором – Hubraum, который создан оператором Deutche Telekom. «Проведя несколько встреч с Hubraum, мы привлекли от них инвестиции. Потратили эти деньги на разработку продукта», – рассказывает Пасечник. Сумма инвестиций составила 80 000 евро. Полученные средства команда израсходовала на переезд в Польшу и доработку продукта.
Перед самым запуском краудфандинговой кампании стартап также привлек финансирование от голландского бизнес-ангела и CEO Acrobator.com Баса Годска. Сумма инвестиций не раскрывается.
В мае 2015 года команда запустила проект по сбору средств на американской площадке IndieGoGo. По словам Пасечника, деньги пойдут на доработку продукта. Но основные цели другие: реклама и осознание того, что действительно необходимо пользователю. Во время проведения кампании ребятам удалось привлечь внимание западных гигантов – Mashable, CNET, Digital Trends и т.д. Это помогло не только собрать нужную сумму, но и еще больше популяризировать Ecoisme.
С чего все начиналось
Первая серьезная работа CEO проекта Ecoisme Ивана Пасечника появилась еще во время учебы в университете. На пятом курсе он устроился в компанию «Зброяр», где доводилось налаживать станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Имея образование инженера-технолога, Иван знал, как сбалансировать заготовку, загрузить программу для обработки детали и запустить весь процесс. Из-за большой нагрузки в университете через год работу пришлось оставить, но полученный опыт пригодился позднее – когда представилась возможность поработать с производством дорогой мебели и ювелирных украшений.
Спустя полгода, говорит Пасечник, он ощутил острую нехватку знаний в построении цепочки всего процесса: от производства до дистрибуции готового товара. «Попробовал ходить по тематическим конференциям, но быстро понял, что это скорее о нетворкинге, чем о знаниях. И тогда появилась идея создать место, куда могли бы приходить ребята вроде меня и шерить свои знания в технических сферах. И в других, необходимых для построения интересных проектов», – вспоминает он. Решение подсказал интернет и друзья-инженеры. Появилась идея создать местный хакерспейс.
Хакерспейс – это современный вариант клуба по интересам, где собираются люди, увлеченные программированием, электроникой, технологиями. Подобные места создаются не за счет инвесторов, а именно по общему согласию коллектива. «Особенностью хакерспейса является то, что в нем нет главных или инвестора. На аренду помещения и инструменты сбрасывается все комьюнити. Решения также принимаются коллективно», – рассказывает Пасечник.
Первый киевский хакерспейс с одноименным названием был открыт в августе 2012 года (сегодня работает под названием HackLab). За время существования пространства в нем было создано несколько успешных проектов: LivaRava, Roomlr, Graphiy, Scan3D. Здесь же появился Ecois.me.
Идейными вдохновителями стартапа стали братья Зинченко и американец Алекс Ласки, основатель компании Opower. Первые предложили провести хакатон на природе, с упором на альтернативные источники энергии. Второй выступил на конференции TED, где рассказал о важности экономии электроэнергии. Пасечнику идея понравилась – пригласив своих друзей Антона Дятлова и Назара Мокринского, он создал команду, с которой отправился создавать проект.
Формат хакатона представляет собой дружественное 48-часовое соревнование. Команды собираются в пятницу вечером, и через два дня должны представить собственный проект на заранее выбранную тему. В воскресенье вечером, после подведения итогов, оглашают победителя, который получает небольшой приз.
«Неожиданно для себя тот хакатон мы выиграли. Ни на что серьезное денег бы не хватило. Решили вложить их в самообразование и пошли на конференцию IDCEE», – вспоминает основатель Ecoisme. В то же время ребятам удалось выиграть еще один хакатон под названием Hach4good. Это стало переломным моментом для стартапа.
Хакатоны часто проводят бизнес-акселераторы для поиска интересных идей. Как выяснилось, одним из организаторов Hach4good стал украинский акселератор HappyForm. Победа дала возможность бесплатно принять участие в 2-недельном курсе. Некоторые из завязанных там знакомств стали мотиватором для подачи заявки в нидерландский акселератор RockStart для дальнейшей разработки.
Старт и перспективы
Отвечая на вопрос о том, почему для привлечения денег в Ecoisme не
использовали более популярный Kickstarter, Пасечник указывает на более
сложную процедуру запуска проекта на данной платформе. «Нужно иметь
компанию в Штатах, иметь счет [в банке], получить подтверждение от
платформы, без которого невозможно начать кампанию [по сбору средств], –
делится опытом основатель стартапа. – Но зато аудитория площадки
больше. На IndieGoGo запустить кампанию намного легче: фирма в США не
нужна, апрув не требуется. Команда площадки лояльная и очень помогает с
проектом».
В планах стартапа – доработать гаджет и начать доставку в течение года.
Вся разработка полностью лежит на плечах команды из восьми человек.
Производить гаджет будут прямо в Польше, где сейчас идет поиск
подрядчика. Поскольку спрос пока невелик, смысла ехать в Китай нет.
«Малые партии выгоднее делать прямо в Польше. Не нужно думать о
логистике из Китая. К тому же в Польше работает нормальная международная
доставка», – говорит Пасечник.
Пока же, по его словам, команда взяла небольшой тайм-аут. «Пока не дошли до отметки в $50 000 – не спали сутки напролет, работали с американской и европейской прессой. Первые дни для кампании слишком важны, чтобы отдыхать», – подытожил руководитель Ecoisme.