Саша Боровик: О реалиях украинской политики, таможне без коррупции и собственных активах
Думки 25.06.2015 12:58Вслед за Димой Борисовым, известным украинским ресторатором, участие в новой рубрике Forbes «Ваше интервью с…» принял Саша Боровик – в прошлом старший юрист Microsoft, и.о. заместителя министра экономики, а ныне – советник главы Одесской ОГА Михаила Саакашвили. Во время прямого общения на странице Forbes в Facebook Боровик ответил на вопросы читателей. Публикуем самые интересные моменты интервью.
Serg Yarchuk: Назовите топ-10 ваших предложений, на которые в Минэкономики вы получили «нет».
С. Б. Я предлагал создать департамент digital economy, который бы консолидировал работу нескольких разобщенных ведомств, но на время моего ухода этого не произошло. Я предлагал быструю реформу IP, которая до сих пор не была проведена, хотя была готова. И я предложил принципы экономических реформ, подразумевающие быструю и глубокую налоговую реформу, фискальную консолидацию, деолигархизцию, быструю приватизацию и реформу земли. Они не были рассмотрены и не были обсуждены. Экономической стратегии страны по-прежнему нет.
Sergey Brandis: Как вы будете отбирать соискателей на должность глав районов? Для этого нужна законодательная база, как вы будете ее менять? И какова ваша приоритетная цель в Одессе?
С. Б. Мы уже их отбираем. Вы можете наблюдать за процессом отбора на вебстранице Одесской ОГА в реальном времени. Наша приоритетная цель – активизировать экономику региона, привлечь инвестиции и максимально упростить условия ведения бизнеса. Мы сейчас готовимся к донорской конференции, начали работу над созданием украинского варианта Дома юстиции и Одесского таможенного центра.
Alexander Moiseienko: Не считаете ли вы заявление Арсения Яценюка о готовности передать наиболее коррумпированные таможни в управление западным компаниям популизмом?
С.Б. Да, считаю.
Ирина Устенко: Чи вважаєте ви за краще віддати таможню в управління іноземній компанії?
С.Б. Ні, не вважаю. Шеварднадзе в Грузії вже намагався таке зробити, але це не дало очікуваного результату, доки питання митниці не вирішили економічним способом.
Сергей Кропотов: Какие могут возникнуть проблемы в Одесском регионе при открытии своего бизнеса на сегодняшний день, и когда ожидать самого благополучного периода для начала ведения бизнеса?
С. Б. Мы откроем службу поддержки бизнеса в регионе. Будем делать все, чтобы проблемы у бизнеса не возникали. В обратном случае будем оперативно их решать.
Oleksiy Andriychenko: Можно ли оценить, сколько времени должно уйти на искоренение коррупции хотя бы в отдельно взятом регионе Украины? Есть ли у вас лично опыт работы по борьбе с коррупцией на государственном или региональном уровне?
С.Б. В Украине есть своя специфика. У нас советское прошлое с глубокими корнями. Если будет поддержка Кабинета министров, с нами будут работать таможенные и правоохранительные органы, а также органы местного самоуправления, то достаточно и шести месяцев.
Я никогда не работал в государственном аппарате.
Margo Ormotsadze: Вопрос по рынку труда в Одесской области. Как вы планируете модернизировать рынок, повышать качество рабочих мест и оплаты труда для жителей области?
С.Б. Привлекать инвестиции и создавать максимально конкурентную среду.
Nikolay Kalchenko: Кто в команде нового главы ОГА отвечает за реформирование и привлечение инвестиций в сферу ЖКХ?
С.Б. Сейчас мы работаем над созданием агентства по инвестициям. Планируем набрать не менее 50 человек.
Charinseva Inna: Как предпринимателю взять дешевый кредит на развитие бизнеса?
С. Б. Величина процента включает в себя все политические риски, коррупционную и бюрократическую составляющую. Если их исключить, то процентные ставки станут обоснованными и доступными. Кроме того, нужно обеспечить реальную конкуренцию коммерческих банков.
Nataliya Kovalchuk: Вы верите, что правительство в Украине перестанет воровать? Как с этим бороться?
С.Б. Да, верю. С коррупцией надо бороться экономическими способами. Воровать должно быть дороже, чем жить честно.
Bohdan Khlimonenko: Соглашаетесь ли вы с утверждением «Продается все, кроме совести»? Какие отрасли-предприятия, по вашему мнению, не подлежат передаче в частную собственность?
С. Б. Должен быть принят принцип: отовсюду, откуда государство может выйти, оно должно выйти.
Andriy Vitaliyovych Babarytskyy-Chuvakov: Есть ли у вас предположительные прогнозы выхода Украины из экономического застоя? Сколько времени на это потребуется?
С. Б. Если будут подготовлены и приняты комплексные и глубокие реформы – с 1 января следующего года фискальная консолидация, либерализация рынка, налоговая реформа, – то экономика должна подняться в течение полутора лет. Не позже сентября должны быть реформы госаппарата. До конца года – децентрализация: все, что может быть выполнено на местном уровне, должно быть «отправлено» на местный уровень.
Киевский клуб: Возможна ли налоговая либерализация на уровне региона?
С. Б. Нет. Вопрос налогообложения должен решаться на уровне страны.
Грузовик Бухарин: Оценивались ли в правительстве риски и позитивные последствия полной предложенной экономической блокады оккупированной части Донбасса? По вашему мнению, решится ли Киев на блокаду политическую?
С. Б. Надеюсь, нет. Думаю, будет как ФРГ и ГДР. Мы будем строить свободную страну, если они построят гетто, то сами будут бежать к нам.
Сергій Похила: Что лучше: бросить работу и в полную силу развивать бизнес, или остаться на работе и развивать его в свободное время?
С. Б. Лучше делать biz full time! Особенно если это амбициозный start up. Невозможно иначе. В start up концентрация должна быть 100%.
Anna Kovalchuk: Какими активами вы владеете в Украине? Есть ли у вас недвижимость, земля?
С.Б. Нет вообще никаких. Есть три счета: в США, Великобритании и Германии. Eсть акции, в том числе и в BioSignal Group, который я основал.
Illia Vetrov: 5 книг, которые больше всего на вас повлияли?
С. Б. «Униженные и Оскорбленные» Достоевского, Outlayers by Gladwel, Thinking Fast and Slow by Kahneman, Zert by Kundera, Moby Dick by Melville.
Уляна Семчишин: Розкажіть, будь ласка, коротко про своє українське коріння. Чому протягом 25 років ви не піднімали країну?
С.Б. Всі українці. Мама – з Одеси, тато – з Червоного Лиману, я – зі Львова. Не був довго, тому що мені не подобалось те, що в Україні відбувалось. Зараз, після Майдану, з'явилась надія.
Юрий Визир: Как часто возникает желание бросить это все и уехать из Украины?
С. Б. Один раз в день. Но я с этим справляюсь.