Инвестиции в красных тонах
Стартапи 07.07.2015 21:18 Три крупнейших интернет-компании из КНР наперегонки вливают огромные суммы в американские стартапы. Но Кремниевая долина для них не конечная цель, а всего лишь поле боя за китайский рынокВ июне 2013‑го, за пять дней до завершения раунда финансирования на сумму $12 млн, предпринимателям Тиру Аруначаламу и Бале Кришнану позвонил инвестор. Фонд TransLink Capital обратился к основателям стартапа Peel, разработавшего приложение Peel для управления телевизором с помощью смартфона, с необычным предложением. Он просил взять еще миллион долларов у китайской компании Alibaba, название которой партнерам мало что говорило.
«Послушайте, им уже поздно вступать в игру. Пусть все остается как есть», – ответил Аруначалам. Разговор происходил в понедельник, а сделку предпринимателю не терпелось закрыть к пятнице. Но инвестор настаивал. За двое суток Alibaba подняла ставку до $5 млн – общая сумма финансирования возросла до $18,9 млн. Компания прислала двухстраничный документ, в котором рассказывала о своих амбициях в электронной торговле и индустрии развлечений. В четверг утром гендиректор подразделения Alibaba Capital Partners Хунпин Чжан появился в офисе Peel в Маунтин‑Вью и пригласил партнеров на обед. К вечеру (по пекинскому времени – уже в пятницу) Alibaba перевела стартапу деньги. Не прошло и года, а Alibaba вложила в Peel еще $50 млн. Это помогло начинающей фирме довести число пользователей своего приложения более чем до 100 млн.
Инвестиции в Peel стали первыми крохотными вливаниями китайского
гиганта электронной коммерции в стартапы из США. Сегодня подобное
финансирование достигло таких масштабов, что впору говорить
о постепенном изменении экосистемы венчурного капитала. Для тройки
крупнейших китайских инвесторов Кремниевой долины – Alibaba и двух ее
конкурентов – поисковика Baidu и компании Tencent, владеющей
интернет‑мессенджерами и игровыми порталами, даже придумали
аббревиатуру – BAT. Они вкладывают во всевозможные американские
стартапы на всех этапах финансирования. По подсчетам Forbes, с 2012‑го
BAT заключила свыше полусотни инвестиционных сделок на общую сумму
$2,3 млрд. Только за последние полтора года Alibaba вложила $1 млрд
в 10 американских фирм.
На первый взгляд, многие из этих вливаний выглядят странно: большие
деньги вбрасываются на последних раундах инвестирования и оценочная
стоимость стартапов тут же взлетает. Зачем гиганту электронной коммерции
тратить десятки миллионов на начинающие компании вроде Peel? Ведь они
не имеют отношения ни к основному бизнесу Alibaba, ни к Китаю? Ответ
можно сформулировать одним словом: смартфоны. Каждая из компаний,
входящих в BAT, монополизировала какой‑то из сегментов интернет‑рынка,
нацеленного на пользователей компьютеров. И все три рискуют оказаться
в отстающих на рынке мобильных сервисов. Отсюда и желание захватить
побольше «территории». Участникам BAT все равно, в какой стране
рождаются инновации для мобильных платформ. И их, похоже, не слишком
волнует, сколько за это придется выложить.
«На онлайн‑рынке у каждого есть собственные владения. А в мобильном
мире все конкурируют друг с другом», – поясняет Джей Юм, соучредитель
венчурного фонда TransLink Capital, который свел основателей Peel
с Alibaba и совместно с последней инвестировал в два других стартапа –
Quixey и Tango.
Отношения между представителями BAT в известной степени напоминают борьбу между Amazon, Google и Facebook. Она разворачивается сразу на нескольких фронтах, причем каждая китайская компания ведет ее в собственном стиле. Tencent меньше всех рассказывает о своих инвестициях (возможно, сказывается скрытность ее основателя – миллиардера Ма Хуатэна). Baidu по примеру Google сосредоточилась на инвестициях в НИОКР и прямом финансировании стартапов. Китайский поисковик вложил $300 млн в исследовательскую лабораторию – крупнейшую в Калифорнии, когда‑либо основанную интернет‑компанией из КНР.
ВПЕРЕД, НА ЗАПАД Карта Кремниевой долины: красным отмечены районы, в которых расположены стартапы с китайскими инвестициями Работа венчурного подразделения Alibaba схожа с действиями ее
крупнейшего внешнего акционера SoftBank. «Тут всегда виден
стратегический подход. Но важным показателем считается еще
и определенный уровень отдачи от инвестиций», – рассказывает Юм.
Основатель Alibaba Джек Ма знает, какие суммы SoftBank и Yahoo!
заработали на ранних инвестициях в его собственную фирму. Теперь он
и сам хочет попытать счастья.
Конкуренция между тремя китайскими игроками, казалось бы, приносит им
мало проку. В декабре прошлого года Baidu инвестировала $200 млн
в сервис каршеринга Uber, когда его оценивали в $41 млрд. Сделкой
руководила финансовый директор Baidu Дженнифер Ли – правая рука
гендиректора Baidu миллиардера Робина Ли. На первый взгляд, поисковику
нет смысла вливать деньги в службу такси. Дженнифер не согласна:
«Мобильный рынок Китая стремительно растет. Концепция Baidu – облегчать
людям доступ к сервисам. Uber – один из них».
Но еще Ли хотела отреагировать на действия конкурентов. К моменту,
когда Uber перешел в Китае в наступление, Tencent и Alibaba уже
финансировали два его клона: Didi Dache и Kuaidi Dache. Теперь китайцы
могут вызывать такси Uber через мобильный сервис Baidu Maps. Кроме того,
поисковик надеется, что сможет опереться на Uber в борьбе между
платежными системами Baidu Wallet, Alibaba Alipay и Tencent WeChat
Payment. Чтобы соперник не обошел с фланга, Tencent и Alibaba объединили
собственные службы каршеринга и по сути создали монополиста стоимостью
$8,75 млрд. Битва разгорается с новой силой.
Гендиректор стартапа по разработке мобильных игр Kabam Кевин Чжоу
понял, что на противостоянии гигантов можно заработать. С этой мыслью
весной прошлого года он и отправился в Китай. «Выйти на китайский рынок
непросто, – делится Чжоу. – Он очень отличается от любого другого
рынка в мире. Здесь ощущается мощное присутствие крупных китайских
игроков». Несколько месяцев 35‑летний американец китайского
происхождения обхаживал «большую тройку» и других инвесторов. Итог –
пять предварительных соглашений об инвестировании. К июлю Kabam добилась
своего: ее оценка перевалила за $1 млрд. За долю чуть более 10% Alibaba
выложила $120 млн. Стартап мгновенно признали в Китае, а его основатель
обзавелся полезными связями. «В КНР, если не знаешь того, с кем
работаешь, проблем не оберешься», – утверждает Чжоу.
Alibaba со своей стороны не поскупилась на финансирование Kabam, чтобы
поймать в прицел Tencent – крупнейшую в мире игровую компанию.
В прошлом году только на онлайн‑играх она заработала $7,2 млрд. По
условиям инвестиционной сделки Kabam обязалась в течение трех лет
продавать через Alibaba 10 игр. «Alibaba, конечно, заботят финансовые
результаты. Но суммы, вложенные в Kabam, они особо не считали, –
признается Чжоу. – Они не напрягаются по пустякам».
В Кремниевой долине всегда косо смотрели на деньги из страны,
правительство которой блокирует доступ к Facebook, Gmail и другим
онлайн‑сервисам. Сейчас же фирмы вроде Snapchat возлагают на Китай
огромные надежды. По слухам, фотомессенджер получил от Alibaba $200 млн:
китайская компания хочет использовать эту инвестицию как оружие
в борьбе с Tencent и ее сервисом WeChat. Alibaba не остановило даже то,
что Snapchat запрещен в Китае и что Tencent тоже инвестировала
в американскую компанию в 2013 году. «Здесь все конкурируют между собой
на всех участках фронта», – поясняет Чжоу.