Тимур Хромаев: «Будет беспрецедентное количество дел по манипулированию ценами на фондовом рынке»
Думки 06.08.2015 18:06Лето 2015 года участникам фондового рынка Украины может запомниться, прежде всего, началом реальной борьбы регулятора с манипуляциями. НКЦБФР уже остановила торги акциями почти 80 эмитентов, общая капитализация которых составляет 461 млрд гривен, что равняется почти 70% капитализации всего рынка, который находится в листинге.
При этом амбиции регулятора на этом не заканчиваются. Осенью Нацкомиссия планирует усилить свою институциональную независимость, дабы продолжить работу по очищению фондового рынка, который традиционно служил инструментарием для вывода активов, искажения отчетности и ухода от налогов. Пока что речь идет только об остановке обращения акций эмитентов, стоимость которых имеет признаки фиктивности. В то же время регулятор декларирует намерение повлиять на всю цепочку участников фондового рынка, в том числе на депозитариев, торговцев и т. д.
Несомненно, финансовое лобби будет сопротивляться этим начинаниям, однако пока что руководство комиссии настроено оптимистически и рассчитывает на политическую поддержку, прежде всего, со стороны Администрации президента. Судя по всему, уже осенью в парламент будет подан новый законопроект, который может существенно изменить правила игры на украинском фондовом рынке.
Вчера глава НКЦБФР Тимур Хромаев рассказывал о планах регулятора на ближайшее будущее. Forbes приводит основные тезисы его выступления.
О прозрачности ценообразования
Обеспечить прозрачный процесс ценообразования на фондовом рынке комиссия считает своей первой обязанностью. В нашей реальности этот процесс полностью игнорировался и был использован в других целях. Далее комиссия будет реализовывать все свои полномочия по раскрытию информации. Я считаю, что этим должны заниматься все государственные органы, которые причастны к процессам налогообложения, надзора, в том числе и НБУ с Нацкомфинуслуг, за случаями отмывания денег на балансе участников, за которыми они совершают надзор. Комиссия обеспечит со своей стороны соответствующие дела по манипулированию. Будет беспрецедентное количество дел.
О биржах
Биржа – это прозрачное, эффективное и технологичное ценообразование, а не ценообразование кучкой игроковНам нужно реально изменить инфраструктуру рынка. Можно вернуться к биржам – это система, которая обеспечивает ценообразование на финансовом рынке. Мы считаем, что на сегодня это лучший инструмент. Но за последние 20 лет некоторым хотелось использовать его в других целях, и он был полностью использован по другим направлениям. Мы хотим изменить это. Биржа – это прозрачное, эффективное и технологичное ценообразование, а не ценообразование кучкой игроков. Комиссия должна обеспечить, чтобы там не происходило манипулирование, и ввести современную систему надзора за торговлей.
О депозитариях
Мы хотим закончить централизацию депозитарной деятельности. Депозитарная деятельность – это имущественные права, это права на активы. На сегодня она у нас находится в неприемлемом состоянии. Размер утраченных активов, о котором мало кто знает, колоссальный, и это по сей день проходит как-то бесследно. Речь идет о миллиардах гривен. Для иностранных инвесторов эта система неприемлема. Поэтому нам нужно изменить ее, обеспечить раскрытие [информации] до конечного владельца и улучшить имущественные права всех собственников.
О центральном контрагенте
Нам необходимо привести функционирование центрального контрагента в соответствие с европейскими директивами. Это вопрос рисков системы. Создание новых институтов, таких как центральный контрагент, позволит нам уменьшить риски системы и ввести новые инструменты.
О надзоре
Надзор – это не внутренняя политика, не то, к чему мы привыкли. Мы считаем, что нам нужно взять и создать международные стандарты для того, чтобы унифицировать нашу систему с международной. К которой, увы, мы сейчас не принадлежим. В течение трех-четырех месяцев или полугода нам нужно усилить полномочия по расследованию правонарушений. Это означает получение информации не только от юридических, но и от физических лиц.
О мошенниках
Также нам нужен доступ к банковской тайне. Также нам необходимо право помогать иностранным регуляторам даже в тех делах, которые не считаются правонарушениями в Украине. Туда, где надзор недостаточный, как магнитом, притягивает правонарушителей со всего мира. У нас уже есть практика, когда американские мошенники приезжают и начинают здесь свою деятельность. Даже на украинском рынке можно заработать несколько миллионов долларов на мошенничестве.
О глобальном ценообразовании
Если убрать все ограничения и торговать своей пшеницей в Украине… Одесса – прекрасный город, который может быть наравне с Чикаго элементом глобального ценообразования. Чикаго спит – Одесса торгуетНи для кого не секрет, что наша агропродукция торгуется с существенным дисконтом, и в основном только потому, что у нас существуют внутренние ограничения. А так все в принципе привязаны к Чикаго. А почему мы должны быть привязаны? Если убрать все ограничения и торговать, допустим, своей пшеницей в Украине… Одесса – прекрасный город, который может быть наравне с Чикаго элементом глобального ценообразования. Чикаго спит – Одесса торгует.
Об отмене моратория на проверки
Мы планируем снять мораторий на проверки, это текущая задача. Мы ожидаем, что в сентябре будут сняты все моратории. Обеспечение полноценной операционной независимости регулятора – это право планировать и проводить проверки. Мы не проверяем малый и средний бизнес, мы проверяем организации, которые являются важными для общества. Они оперируют в большинстве случаев не своими средствами. Поэтому мы и должны проводить проверки и получать информацию без любых ограничений.
Об ускорении процедур в принятии нормативно-правовых актов
Нам нужно снятие внешних ограничений в принятии решений, это надзор других органов – Министерства юстиции, Государственной регуляторной службы. Для нас средний срок принятия нормативного акта – четыре месяца. О какой реакции в финсекторе мы можем говорить? Это не значит, что комиссия будет свободна в принятии решений. По оценкам экспертов, у нас достаточно ответственности: мы ответственны перед парламентом, президентом, прокуратурой и т. д. Нам нужно отбросить костыли – и все будет очень хорошо.
О финансировании регулятора
Большинство финансовых регуляторов в мире финансируется за счет рынка. Такова практика. Это вопрос независимости и достаточности финансирования. 40–50% затрат – это инструменты надзора, очень сложные системы. У нас этого нет. Зарплата не соответствует уровню ответственности работников, что тоже не дает возможности привлекать эффективных специалистов. Хотя на сегодня мы считаем, что имеем соответствующие профессиональные кадры для того, чтобы обеспечить работу комиссии, но мы должны думать о будущем. Нужны новые специалисты, нужна молодежь, которая свободно говорит по-английски и так же свободно работает со всеми технологическими инструментами.
Теги: НБУ НКЦБФР Нацкомфинуслуг Тимур Хромаев Переглядів: 1495